2018 научная статья проблемы реализации права на жилище

Реализация прав граждан на жилище

2018 научная статья проблемы реализации права на жилище

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России.

Понятие и содержание права человека на жилище

Одним из ключевых социально-экономических прав гражданина считается право на жилище, которое определяет Конституция России (п.1 ст. 40). Определить содержание права на жилище возможно, указав на его ключевые составляющие:

  • Данное право заключается в том, что государство дает гарантию каждому человеку, проживающему на территории России, иметь возможность использовать то жилище, которым он владеет. Конституционное право граждан на жилище закрепляет ст. 23 Основного закона про неприкосновенность личной жизни и ст. 25, в которой провозглашены принципы жилищной неприкосновенности.
  • Право человека на жилище состоит в том, что государство берет обязательства оказывать содействие в том, чтобы каждый гражданин России был обеспечен жилищем, а также создает условия для приобретения иного жилья, для улучшения своих жилищных условий.

Ст. 673 Гражданского кодекса РФ определяет жилище, как жилое помещение, которое является изолированным и пригодным для проживания.

В широком смысле – это все жилые помещения, при этом форма собственности не имеет значения: квартиры, коттеджи, общежития, дома-интернаты, отдельные изолированные комнаты, служебные помещения и т.д.

Определение пригодности для проживания проводится в порядке, который предусмотрен ст. 15-16 Жилищного кодекса.

Гарантии реализации права на жилище

Политика государства, в том числе и жилищная, сегодня обусловлена состоянием экономики и сложившейся социально-политической ситуацией, поэтому переориентация на рыночные отношения является неизбежной. Это значит, что человек в первую очередь сам несет ответственность за создание для себя соответствующих условий проживания.

Также неизбежными являются ограничения в использовании льгот в этой сфере, так как одна категория лиц получает их за счет остальных категорий.

И, тем не менее, государство старается обеспечить право на жилище каждого человека минимальными гарантиями, в связи с чем на органы государственной власти и местного самоуправления возлагаются обязательства обеспечить базу.

Через создание условий, позволяющих человеку осуществлять право на жилище, государство решает несколько задач:

  • Формируется базис для развития рыночных отношений в жилищной сфере: происходит развитие рынка недвижимого имущества, рынка земельных участков для возведения жилья и т.д. Одновременно предоставляется поддержка нуждающимся и малообеспеченным через предоставление им льготного жилья, например, заключается договор социального найма.
  • Обеспечивается надзор за внедрением жилищного законодательства и защитой прав и интересов человека в жилищной сфере: ведется учет лиц, которые нуждаются в жилье, обеспечивается контроль за соответствием санитарным и техническим нормативам, за эксплуатацией и сохранностью жилищного фонда, обеспечивается защита и гарантия прав и интересов лиц, которые покупают жилье и эксплуатируют его на законных основаниях и т.д.

Согласно ст. 40 Конституции России любой человек обладает определенными гарантиями осуществления своего права на жилище:

  • гарантия постоянного использования помещения, которое занимает человек на условиях найма в зданиях различных жилищных фондов, участия в кооперативах, приобретенного на основании различных договоров и на других основаниях, которые допускаются законодательной базой России;
  • гарантия улучшения легитимными способами жилищных условий для человека;
  • гарантия возможности строить или покупать жилое помещение за счет личных сбережений, привлекая государственные денежные субсидии или банковские кредиты;
  • гарантия передачи помещения третьим лицам на основании контракта коммерческого найма;
  • создание для жителей безопасной среды проживания;
  • невозможность произвольно лишать человека его права на жилище.

Способы реализации конституционного права на жилище

Конституционное право граждан на жилище внедряется через систему мер содействия лицам, которые хотят сделать лучше условия проживания. В п. 2 ст. 40 Конституции России зафиксировано, что поощряется возведение жилья и создание условий для использования человеком своего права на жилище.

Так, граждане, которые не имеют жилья, могут рассчитывать на поддержку государства, которое развивает постройку домов различных жилищных фондов, предназначенных для предоставления по договору найма, а также через использование системы льгот и субсидий по оплате строительных и ремонтных работ.

[1]

Органы государственной власти и местного самоуправления должны:

  • дать возможность гражданам получить налоговую льготу или кредитную поддержку при возведении или покупке жилья;
  • обеспечить продажу участков земли для жилищного строительства на соответствующих территориях;
  • помочь в получении различных льгот предпринимателям и организациям, которые осуществляют строительные работы, ремонт жилищного фонда;
  • поддерживать финансовые учреждения, которые выдают льготные кредиты и т.д.

Граждане, проживающие в России, могут рассчитывать на получение субсидий, которые позволяют оплачивать жилье в рамках определенных нормативов, с учетом общего дохода семьи. При строительстве или покупке можно рассчитывать на взятие ссуды под залог, например, недвижимого имущества, а также под гарантии органов государственной власти или же под гарантии общественных объединений.

Человеку, который проводит строительство или покупает жилье за личные средства или за счет целевого займа, предоставляются налоговые льготы.

Лица, которые осуществляют индивидуальное строительство без использования наемного труда, в случае потери работы не по своей вине в течение двух лет получают дотации в порядке, определенном законодательством России для безработных, которые принимают участие в общественных работах.

Рыночная система экономики вызвала необходимость внедрения государством вспомогательных гарантий оказания помощи нуждающимся в жилье, в том числе малоимущим.

Для некоторых категорий, таких как инвалиды ВОВ и лица, которые к ним приравниваются, ветераны войны, семьи, чей доход ниже прожиточного минимума и др.

, предусмотрена возможность получить жилье на условиях подписания договора найма в домах, принадлежащих государственному, муниципальному и прочим жилищным фондам, безвозмездно или за приемлемую цену.

Анализируя положения Основного закона России и прочих нормативных актов, можно выделить также формы реализации права на жилище. А именно:

  • покупка или возведение жилища за личные средства без ограничения жилой площади;
  • приобретение жилого помещения за счет использования безвозмездных субсидий, банковской ипотеки, различных ссуд и на прочих законных основаниях, таких как принятие в дар, наследование и т.д.;
  • приобретение жилого помещения в доме, принадлежащем государственному или муниципальному жилищному фонду социального назначения на условиях договора найма.
  • служебные помещения;
  • специализированные помещения: общежитие, дом-интернат и т.д.;
  • жилое помещение, предоставленное по контракту безвозмездного пользования;
  • помещения, которые предоставляются на условиях коммерческого найма в домах, принадлежащих к различным фондам.

Таким образом, в законодательстве сформирована мощная база для обеспечения условий реализации права человека на жилище.

Проблемы обеспечения прав граждан на жилище в РФ

Дата публикации: 23.10.2018 2018-10-23

Статья просмотрена: 321 раз

Библиографическое описание:

Источник: https://benett.ru/realizatsiya-prav-grazhdan-na-zhilishhe/

2020 научная статья проблемы реализации права на жилище

2018 научная статья проблемы реализации права на жилище

УДК 342.7:349.444:342.734 проблемы реализации конституционного права на жилище малоимущими и иными льготными категориями граждан в россии Алексикова о.Е.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, Российская Федерация, г.

Орел E-mail: В статье представлен анализ проблем, связанных с реализацией конституционного пра -ва на жилище малоимущими и иными указанными в законе категориями граждан путем предоставления им государством жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов по договору социального найма.

Автором выявлены недостатки широко используемого в настоящее время механизма реализации права на жилище льготными категориями граждан путем приобретения жилья по договору социального найма.

Предложены рекомендации использования иных форм реализации рассматриваемого права как альтернативы договору социального найма, в частности, использование механизма жилищной сертификации.

Ключевые слова: конституционное право на жилище, малоимущие граждане, государственный и муниципальный жилищный фонд, жилищный фонд социального использования, учетная норма, норма предоставления, очередность, договор социального найма, механизм жилищной сертификации.

Право на жилище рассматривается международным сообществом в качестве важнейшего элемента более широкого по содержанию права на достойный жизненный уровень311.

В связи с этим одной из важнейших задач социальной политики Российского государства является создание необходимых условий для реализации гражданами страны конституционного права на жилище.

При этом отдельные указанные в законе категории граждан находятся под особой защитой государства, которое, в свою очередь, берет на себя обязанность обеспечить их жильем.

Так, одной из форм реализации права граждан на жилище согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ является предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Это означает: во-первых, что жилище предоставляется не всем гражданам, а лишь малоимущим20 и другим близким к ним по социальному статусу лицам; во-вторых, данные граждане должны нуждаться в жилье (критерии «нуждаемости» не могут быть произволь- СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК № 1 (37) 2015 г. ными, они подлежат установлению в законодательстве); в-третьих, жилище данным гражданам предоставляется либо бесплатно, либо за доступную плату (бесплатное предоставление не является единственной формой жилищного обеспечения малоимущих граждан и приравненных к ним лиц); в-четвертых, основной формой их жилищного обеспечения является предоставление жилья из государственных и муниципальных жилищных фондов, что не исключает использования «других» жилищных фондов. По отношению к государственному и муниципальному жилищным фондам (согласно ч.

2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ)

Проблемы реализации военнослужащими права на жилище Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

граждан» // «Российская газета», № 145, 05.07.2013. (п. 41). Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан (утв.

Источник: https://indsn.ru/2019-nauchnaja-statja-problemy-realizacii-prava-na-zhilische-96694/

Финансист тут
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: