Арбитражный процесс понятие и сущность надзорного производства

Содержание
  1. Сущность надзорного производства в арбитражном процессе
  2. Арбитражный процесс понятие и сущность надзорного производства
  3. Надзорное арбитражное судопроизводство
  4. Сущность и особенности надзорного производства в арбитражном процессе
  5. Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе
  6. Основания для возбуждения надзорного производства в арбитражном процессе
  7. Порядок возбуждения надзорного производства в арбитражном процессе
  8. Приостановление исполнения судебного акта в надзорном производстве
  9. Срок рассмотрения надзорной жалобы в арбитражном процессе
  10. 18.1. сущность надзорного производства
  11. Проблемы надзорного производства в арбитражном процессе
  12. Работа уже оценивается. Ответ придет письмом на почту и смс на телефон
  13. Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения
  14. Значение надзорного производства:
  15. Характерные черты пересмотра в порядке надзора:
  16. Порядок возбуждения надзорного производства
  17. Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора
  18. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора
  19. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
  20. Основания пересмотра судебного акта в порядке надзора:
  21. Полномочия суда надзорной инстанции:

Сущность надзорного производства в арбитражном процессе

Арбитражный процесс понятие и сущность надзорного производства

§ 1. Сущность, значение, основания и предмет пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов является третьей формой наряду с кассационным и надзорным порядками пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу. Отличия между названными формами обычно проводятся по осно­ваниям и предмету пересмотра.

Понятие и значение надзорного производства Надзорное производство Надзорное производство в арбитражном процессе представляет собой исключительную стадию, в которой Высший Арбитражный Суд РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих судов в целях обеспечения единства судебной практики411.

https://www..com/watch?v=ytdevru

Инстанцию также можно рассматривать как обязательную стадию процесса и с точки зрения ее обязательности для суда при наличии соответствующего обращения и соблюдении заинтересованным лицом условий обращения (срока обращения, требований к жалобе). Так, обращение в апелляционную и кассационную инстанции является ос нованием для рассмотрения по существу соответствующей жалобы.

Кроме того, стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений — залог авторитета государственной власти, судебной власти прежде всего в глазах общества.

Невозможность исполнения вступившего в законную силу судебного акта препятствует формированию уважительного отношения к закону и суду, укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предприни-мательской и иной экономической деятельности, а значит, не обеспе-чивает реализацию задач судопроизводства в арбитражных судах.

Сейчас кассационная инстанция рассматривает решения, пересматривает их в пределах доводы жалоб – только в пределах этих доводов и только в отношении того лица, которое обжалует решение. Для кассационной инстанции новое заключается в том, что установлен предварительный порядок рассмотрения кассационной жалобы судьёй единолично суда кассационной инстанции.

Кроме того, к вновь открывшимся относятся заведомо ложные показания свидетеля, которые были положены в основу решения, а также заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств.

Но здесь нужны условия – это «подложные доказательства» (условно назовём их так) привели к вынесению незаконного или необоснованного решения; при этом подложность этих доказательств должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Ст.ст. 308.4 , 308.9 АПК РФ устанавливает порядок надзорного производства, в котором можно выделить следующие стадии:

    1. изучение надзорной жалобы, представления судьей Верховного Суда Российской Федерации и вынесение определения:
      • об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, или
      • о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
    2. рассмотрение надзорной жалобы, представления вместе с делом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании.

Ранее ст. 293 АПК РФ более четко устанавливала порядок надзорного производства, в котором можно было выделить следующие стадии:

    1. возбуждение надзорного производства;
    2. рассмотрение заявления или представления в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ;
    3. пересмотр судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ и принятие постановления.

Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений регулируется главой 41 раздела IV ГПК РФ и главой 35 раздела VI АПК РФ. В арбитражном судопроизводстве конкретной целью деятельности является проверка судебных решений, постановлений принятых судом первой инстанции, апелляционным судом с точки зрения правильности применения норм материального и процессуального права.

В настоящее время можно выделить две основные точки зрения в определении стадии процесса. Согласно первой точки зрения стадия гражданского (арбитражного) судопроизводства означает определённый этап в развитии процесса по конкретному делу, который представляет собой совокупность последовательных действий, направленных на решение процессуальных задач [3].

О возвращении заявления или представления выносится определение, копия которого направляется лицу, подавшему заявление или представление, вместе с заявлением или представлением и прилагаемыми к ним документами.

Возвращение заявления или представления не препятствует повторному обращению с таким же заявлением или представлением в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения.

Нормами АПК РФ не предусмотрено оставление без движения заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

При наличии оснований, предусмотренных статьей 304 АПК РФ , суд выносит определение о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора, а также для решения вопроса о присуждении компенсации и в пятидневный срок со дня вынесения определения направляет его в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вместе с заявлением или представлением и истребованным из арбитражного суда делом.

Этот срок в случае его пропуска по причинам, не зависящим от обратившегося с таким заявлением лица, по ходатайству заявителя может быть восстановлен.

Однако ходатайство должно быть подано не позднее, чем через 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта.

Особым случаем пропуска 3-месячного срока является незнание обращающимся лицом о существовании оспариваемого судебного акта.

Для такой ситуации указанный срок исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении этим судебным актом его прав и законных интересов. Урегулирование в законе данного случая подсказано практикой. Речь идет о лицах, не участвовавших в деле, о правах и обязанностях которых был принят судебный акт.

Производство по надзорному пересмотру стало судебной процедурой, лишенной подвергавшихся обоснованной критике положений, связанных с инициированием вмешательства в судебную деятельность отдельных должностных лиц, обладавших правом внесения протестов. Отказ от протестов на стадии надзорного пересмотра позволил с полным основанием утверждать, что последней национальной инстанцией, после которой возможно обращение в Европейский суд по правам человека, является Высший Арбитражный Суд РФ.

Новым в АПК РФ 2002 г. является правило о встречном обеспечении. Оно стало еще одним условием, при наличии которого суд может принять решение о приостановлении, если признает такую меру необходимой для обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

Важное положение содержится в ч. 9 ст. 299 АПК РФ. Речь идет о повторном обращении в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением.

То же лицо может обратиться в случае получения соответствующего отказа, если приведет иные основания, которые, по его мнению, требуют вмешательства Высшего Арбитражного Суда РФ.

При ссылке на приводившиеся ранее основания вторичное обращение исключается.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя.

Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Арбитражный процесс понятие и сущность надзорного производства

Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.3.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.4.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесшие определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления вместе с делом.5.

Президиум ВАС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или доказаны в решении, постановлении или были отвергнуты указанными судебными актами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должны быть приняты при новом рассмотрении дела. Президиум ВАС РФ исследует, насколько правильно была применена та или иная норма материального или процессуального права в конкретной ситуации в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами; дает оценку судебному акту нижестоящего суда с точки зрения его законности (ст. 305 АПК РФ). Постановление Президиума ВАС РФ принимается большинством судей.

Председательствующий в заседании голосует последним.

Надзорное арбитражное судопроизводство

При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;3) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;5) отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 308.3 настоящего Кодекса.2.

Сущность и особенности надзорного производства в арбитражном процессе

https://www..com/watch?v=ytaboutru

или представления прокурора и в случаях, предусмотренных АПК РФ, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора. Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 295 АПК РФ.

Этот срок может быть восстановлен, если Высший Арбитражный Суд РФ признает причины, по которым он был пропущен, уважительными. Надзорное производство возбуждается на основании заявления лиц, участвующих в деле, или представления прокурора. Возбуждение надзорного производства не влечет автоматически обязанность арбитражного суда пересмотреть судебный акт в порядке надзора.

Президиум Вас РФ вправе:

  1. оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;
  2. отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВАС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;
  3. отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;
  4. отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
  5. оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов;
  6. присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении (ст.

https://www..com/watch?v=ytadvertiseru

Второй этап — это непосредственно рассмотрение надзорной жалобы или представления. Срок данного этапа — не должен превышать двух месяцев, если дело не было истребовано, и не должен превышать трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Указанные сроки могут быть продлены с учетом сложности, но не более чем на два месяца.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела судья Верховного Суда Российской Федерации вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде надзорной инстанции.

Источник: https://palez.ru/sushchnost-nadzornogo-proizvodstva-arbitrazhnom-protsesse/

Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе

Арбитражный процесс понятие и сущность надзорного производства

Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе (основания и порядок). Приостановление исполнения судебного акта Верховным Судом РФ.

Основания для возбуждения надзорного производства в арбитражном процессе

Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ и в случаях, предусмотренных АПК РФ, иных лиц, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

В надзорной жалобе должны быть указаны основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные ст. 308.8 АПК РФ, а именно если нарушены:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Порядок возбуждения надзорного производства в арбитражном процессе

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается судьей судьей Верховного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 308.4 АПК РФ.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Приостановление исполнения судебного акта в надзорном производстве

В случае истребования дела судья Верховного Суда Российской Федерации вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта до окончания производства в суде надзорной инстанции, если лицо, подавшее надзорные жалобу, представление, ходатайствует о таком приостановлении, при условии, что заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения судебного акта либо предоставил обеспечение, предусмотренное ч. 4 ст. 308.4 АПК РФ.

Исполнение обжалуемых судебных актов приостанавливается при предоставлении лицом, ходатайствующим о таком приостановлении, обеспечения возмещения другой стороне по делу возможных убытков (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, принявшего соответствующий судебный акт в первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Определение о приостановлении исполнения судебного акта или об отказе в приостановлении исполнения выносится судьей Верховного Суда Российской Федерации в трехдневный срок со дня поступления ходатайства в суд. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.

Срок рассмотрения надзорной жалобы в арбитражном процессе

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Источник: https://juristic.pro/arbitrazhnyj-process/vozbuzhdenie-nadzornogo-proizvodstva-v-arbitrazhnom-processe-osnovaniya-i-poryadok-priostanovlenie-ispolneniya-sudebnogo-akta-vysshim-arbitrazhnyj-sudom-rf.html

18.1. сущность надзорного производства

О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

До нее дело должно побывать в первой, апелляционной и кассационных инстанциях. И уж дополнительная гарантия от судебных ошибок — это надзорная инстанция. Это специфика российской судебной системы. В большинстве зарубежных судебных систем высшей инстанцией является кассационный суд. На этом судопроизводство заканчивается.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в статье 42 настоящего Кодекса лиц[5], а по делам, указанным в статье 52 настоящего Кодекса, по представлению прокурора.

В итоге из российского арбитражного процесса было исключено такое понятие, как «протест в порядке надзора». Вся деятельность по рассмотрению обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора стала носить исключительно судебный характер.

Возможность инициирования данной деятельности была ограничена временными рамками.

Второй этап завершается либо передачей дела на рассмотрение в Президиум ВС РФ, либо отказом в передаче дела в Президиум ВС РФ, либо указанным отказом с одновременным направлением дела на рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Предметом настоящего диссертационного исследования является производство по проверке судебных актов в порядке надзора в арбитражном процессе, а именно: его возникновение и развитие, сущность, особенности реализации, соответствие отечественным принципам правосудия, а также общеевропейским критериям эффективного и справедливого судебного разбирательства.

Основания для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора: 1) нарушение единообразия в толковании и применении АС норм права; 2) нарушение прав и свобод человека и гражданина; 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

В 1922 г. для разрешения споров, возникающих между государственными предприятиями и организациями, были образованы специальные государственные органы — арбитражные комиссии: сначала при Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) РСФСР и при его местных органах — промбюро и губсовнархозах, а затем — при Совете Труда и Обороны (СТО) и областных и губернских экономических совещаниях (ЭКОСО).

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Лица, желающие поступить на службу в органы прокуратуры, должны знать, что требования, предъявляемые к назначаемым на должности прокуроров, условия и порядок приема на службу регламентированы статьёй 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Критерии, которым обязан отвечать работник прокуратуры, закреплены в Присяге прокурора (статья 40.4.

Срок рассмотрения не должен превышать одного месяца со дня поступления заявления или представления в ВАС РФ; 3) Президиум ВАС РФ пересматривает судебные акты в порядке надзора.

Этапы производства по пересмотру дела в порядке надзора: 1) решается вопрос о принятии заявления или представления к производству.

Проблемы надзорного производства в арбитражном процессе

С достаточно широко распространенным мнением об исключительно позитивных изменениях, произошедших в отечественной судебной практике, связанной с надзорным производством в арбитражном процессе, можно согласиться лишь отчасти.

Надзорные жалоба, представление должны быть возвращены без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Заявление или представление прокурора о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в ВАС РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспоренного судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Участники производства — лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом. Указанные лица могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Также в судебном заседании может участвовать прокурор.

Достаточно скачать шпаргалки по арбитражному процессу — и никакой экзамен вам не страшен! Если возникла проблема Если приложение не запускается на вашем телефоне — воспользуйтесь этой формой .

Вопросы, возникающие при рассмотрении надзорных жалобы, представления вместе с делом в порядке надзора, разрешаются судьями большинством . При равном числе , поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Работа уже оценивается. Ответ придет письмом на почту и смс на телефон

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, образованный в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», пересматривает судебные акты в порядке надзора в соответствии со статьей 303 настоящего Кодекса.

Указанные лица могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 153.1 настоящего Кодекса.

До нее дело должно побывать в первой, апелляционной и кассационных инстанциях. И уж дополнительная гарантия от судебных ошибок — это надзорная инстанция. Это специфика российской судебной системы. В большинстве зарубежных судебных систем высшей инстанцией является кассационный суд. На этом судопроизводство заканчивается.

В связи с упразднением ВАС РФ полномочия, которыми ранее был наделен ВАС РФ, в том числе полномочия по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора, перешли к вновь сформированному ВС РФ, а именно к Президиуму ВС РФ.

При этом в арбитражном процессе процедура обжалования вплоть до надзора была признана ЕСПЧ эффективной. Так, в деле «Вадим Ковалев (Vadim Kovalev) против Российской Федерации» ЕСПЧ признал надзор надлежащим средством правовой защиты при коммерческих спорах (Постановление ЕСПЧ от 10 мая 2011 г.).

С распространенным в юридической науке мнением об исключительно позитивных изменениях, произошедших в отечественной судебной практике, связанной с надзорным производством в арбитражном процессе можно согласиться лишь отчасти.

Надзорное производство в арбитражном процессе централизовано. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Надзорные жалобы предварительно изучаются судьей ВС РФ, который будет принимать решение о необходимости их передачи в Президиум ВС РФ.

Второй этап — это непосредственно рассмотрение надзорной жалобы или представления. Срок данного этапа — не должен превышать двух месяцев, если дело не было истребовано, и не должен превышать трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

В этом случае использование правильной терминологии дает ключ к пониманию существа надзорного производства, несмотря на то, что в настоящее время термины «стадия» и «инстанция» используются в качестве синонимов.

АПК 2002 г. — это третий арбитражный процессуальный кодекс, принятый за десятилетний период с 1992 по 2002 г. Процесс столь быстрого обновления положений арбитражного процессуального законодательства обусловлен целым комплексом различных причин и предпосылок. Основные из них — повышение доступности, эффективности и качества правосудия во всех звеньях отечественной системы арбитражных судов.

АПК 2002г. – это третий арбитражный процессуальный кодекс, принятый за десятилетний период с 1992 по 2002 годы. Процесс столь быстрого обновления положений арбитражного процессуального законодательства обусловлен целым комплексом различных причин и предпосылок.

Ведущее издание в области управления бизнес — процессами и человеческими ресурсами, системы компенсаций, подбора, оценки, проверки, мотивации и стимулирования персонала, преодоления оппортунизма и достижения лояльности персонала.

Таким образом, изначальная процессуальная природа рассматриваемого института арбитражного судопроизводства была во многом тождественна природе института пересмотра судебных актов в порядке надзора, существовавшего на тот момент в системе судов общей юрисдикции.

Новый АПК установил, что срок обращения ограничен тремя месяцами, которые исчисляются со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

В настоящее время в Российской Федерации полным ходом идет судебная реформа, в результате которой должно произойти объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

Из этого следует, что производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора является стадией арбитражного процесса, но не является инстанцией. Факт обращения заявителя, наличие заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора не является основанием для принятия судом дела к своему рассмотрению.

О восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления.

Надзорное производство в арбитражном процессе : диссертация … кандидата юридических наук : 12.00.15. — Москва, 2007. — 175 с.

Источник: https://gutenauto.ru/finansovye-sovety/6723-sushhnost-nadzornogo-proizvodstva-v-arbitrazhnom-processe.html

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Арбитражный процесс понятие и сущность надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ – ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора – судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Порядок возбуждения надзорного производства

См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если: 

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 – 5 и 7 части первой, частями третьей – шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 – 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nadzornoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора

Арбитражный процесс понятие и сущность надзорного производства

​​​​​​​#ликвидацияооовмоскве #купитьготовуюфирму #купитьфирмувмоскве #готовыеооособоротом #регистрацияооовмоскве #регистрацияоооподключ #купитьюридическийадрес #юридическийадресвмоскве #бесплатнаяюридическаяконсультация

Надзорное производство представляет собой исключительное стадию, в которой Президиум Верховного суда РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих арбитражных судов в целях обеспечения единства судебной практики. Правила пересмотра судебных актов в порядке надзора предусмотрены в гл. 36.1 АПК РФ.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Основания пересмотра судебного акта в порядке надзора:

  • права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  • права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Срок подачи надзорных жалоб составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу указанных решений. Если указанный срок пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом. В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны:

  • наименование суда, в который они подаются;
  • наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;
  • наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
  • наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;
  • сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;
  • основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные статьей 308.8 АПК РФ, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  • просьба лица, подающего жалобу, представление;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными АПК РФ, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

  • об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  • о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления. Время рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы, содержащиеся в надзорных жалобе, представлении и послужившие основанием для передачи надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. После лица участвующие в деле вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

Полномочия суда надзорной инстанции:

  • оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  • оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 308.3 АПК РФ.

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

Юристы компании Правовед сразу свяжутся с Вами для юридической помощи:

Источник: https://www.pravo-ved.ru/proizvodstvo-po-peresmotru-sudebnyx-aktov/

Финансист тут
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: