Госдума одобрила законопроект о необоснованной налоговой выгоде

Содержание
  1. Необоснованная налоговая выгода в 2020 году – новые правила применения норм
  2. Принципы оценки отношений
  3. Порядок доказывания умысла
  4. Новый подход ФНС: ставка на объективную оценку
  5. Масштабные изменения НК РФ одобрила Госдума
  6. Обязанность сообщить о транспорте и земле
  7. Взыскание небольших доначислений
  8. Опубликование решений об обеспечительных мерах
  9. Зачет или возврат переплаты
  10. Наделение обособленных подразделений полномочиями
  11. Информирование о недоимке
  12. Новые случаи восстановления НДС после реорганизации
  13. Единовременные компенсации педагогам
  14. Срок представления 6-НДФЛ и 2-НДФЛ
  15. Подача 6-НДФЛ, 2-НДФЛ и РСВ в электронном виде
  16. Представление 6-НДФЛ и 2-НДФЛ по нескольким “обособкам”
  17. Объединение 2-НДФЛ и 6-НДФЛ
  18. Доходы акционеров иностранных компаний
  19. Результаты интеллектуальной деятельности и амортизируемое имущество
  20. Расконсервация объектов
  21. Переход с линейного метода на нелинейный
  22. Ограничения по переносу убытков
  23. Срок уплаты налога
  24. Объекты налогообложения по кадастровой стоимости
  25. Новая необоснованная налоговая выгода
  26. Что же в самом тексте?
  27. Критерии признания операций
  28. Про пастухов

Необоснованная налоговая выгода в 2020 году – новые правила применения норм

Госдума одобрила законопроект о необоснованной налоговой выгоде

Специалисты ФНС России озвучили новые правила выявления необоснованной налоговой выгоды. Теперь контролирующий орган делает акцент на реальности сделки и исполнении ее контрагентом. Должная осмотрительность участников перестала играть ключевую роль.

Юристы рекомендуют бизнесменам обратить внимание на построение сотрудничества. Так, при поставке товаров, работ или услуг третьим лицом могут возникнуть серьезные проблемы.

С августа 2017 года в России действует обновленная редакция НК РФ.

Поправки запретили искажать отчетность в целях сокращения налогового бремени и закрепили критерии правомерности соглашений. Специалисты считают изложение статьи 54.1 НК РФ неудачным. Летом текущего года норма подверглась жесткой критике со стороны аналитиков.

В результате налоговой службе пришлось дать официальные разъяснения. Своеобразным ответом экспертам стало письмо СА-4-7/16152@.

Принципы оценки отношений

Статья 54.1 НК РФ запрещает любое искажение отчетности с целью снижения размера платежей в бюджет. Наказание следует за умышленные действия. Это означает, что контролирующему органу придется доказывать природу ошибок, имеющихся в документах.

Исправлению такие отчеты подлежать не будут. Налоговая инспекция спишет все затраты, искажающие смысл хозяйственной операции. Подход отличается от позиции, озвученной ВАС РФ в постановлении № 53. Ранее судам рекомендовали пересчитывать размер обязательств.

В письме ФНС России подробно описаны 2 неотъемлемых признака правомерного соглашения:

  • цель сделки не связана с уклонением от налогов или сборов;
  • договор исполнен заключившими его сторонами.

ФНС РФ отмечает, что несоответствие хотя бы одному требованию является основанием отказа в учете. Инспекторам на местах предписано тщательно анализировать соглашения на предмет реальности. От формального подхода отказались окончательно. Претензии контролирующего органа не могут строиться лишь на процедурных ошибках или недочетах в первичной документации.

Порядок доказывания умысла

Налоговая служба признала необходимость доказывания противоправного характера действий. Так, на контролирующий орган ложится обязанность подтверждения умышленного искажения отчетности. Признаками следует считать:

  • зависимость или подконтрольность спорного контрагента (экономическую, юридическую и прочую);
  • осуществление транзитных операций участниками с применением сомнительных схем;
  • свидетельства согласованности действий сторон сделки.

Отсутствие подтверждения должной осмотрительности утратило ключевое значение. Термин впервые применил ВАС РФ в постановлении № 53. На законодательном уровне его так и не закрепили. Теперь ограничиваться лишь формальными претензиями запрещено.

Главным для инспекторов должна стать реальность операций. При этом осведомленность налогоплательщика об исполнении сделки третьим лицом во внимание принимать отказались. Юристы опасаются возникновения многочисленных конфликтов.

Далеко не всегда контрагенты извещают деловых партнеров о делегировании обязательства сторонним компаниям.

Риск привлечения к ответственности за недобросовестность одного из участников коммерческой цепочки исключен. Статья 54.1 НК РФ негативных последствий за это не предусматривает.

Специалисты не считают разъяснения шагом к улучшению положения предпринимателей и компаний. Отказ от формального подхода не стоит рассматривать в качестве меры смягчения правил. Оценка остается довольно жесткой, а методы вызывают обоснованную критику.

Новый подход ФНС: ставка на объективную оценку

Руководство ФНС РФ продолжает модернизировать политику контрольных мероприятий. В письме № ЕД-5-9/547@ от 23.03.17 территориальным инспекциям рекомендовали уделять больше внимания обоснованию выводов о получении плательщиками необоснованной налоговой выгоды. Инструкции разработали на основе материалов за 2016 год.

Аналитики изучили решения по административным и судебным жалобам за минувший период. Выводы оказались неутешительными. Контролирующие органы формально подходят к сбору доказательств, ограничиваясь косвенными подтверждениями недобросовестности.

Так, инспекторы делают выводы о недостоверности отчетности, опираясь лишь на материалы допросов и почерковедческих экспертиз. Если руководитель компании-контрагента отказывается признавать факт сотрудничества, исследование документов прекращают.

Источник: https://BiznesZakon.ru/nalogooblozhenie/o-neobosnovannoy-nalogovoy-vygode

Масштабные изменения НК РФ одобрила Госдума

Госдума одобрила законопроект о необоснованной налоговой выгоде

Госдума 19 сентября приняла в окончательном чтении объемный проект с поправками к Налоговому кодексу РФ. Они касаются, например, НДС, налога на прибыль, НДФЛ, взносов. В обзоре рассмотрим самые интересные корректировки.

Обязанность сообщить о транспорте и земле

С 2021 года у организаций появится новая обязанность: они должны будут сообщать о транспортных средствах и земельных участках, которые являются объектами налогообложения и не попадают под льготу, если никогда не получали по ним сообщения об исчисленной сумме налога (пп. “а” п. 3 ст.

1 законопроекта). Вместе с сообщением о том, что есть объект налогообложения, нужно направить в инспекцию по своему выбору копии документов, которые подтверждают госрегистрацию транспорта или права на участок.

Сделать это нужно однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Поправка связана с тем, что декларации за 2019 год по транспортному и земельному налогу будут последними. За 2020 год инспекция уже сама будет присылать сообщения об исчисленном налоге — отчетность сдавать не нужно.

Таким образом, если организация в 2020 году приобретет транспортное средство или участок земли и в 2021 году не получит от инспекции сообщения о налоге, нужно будет до 31 декабря 2021 года уведомить налоговиков о приобретении.

Если организация не выполнит это требование, ей будет грозить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (п. 49 ст. 1 законопроекта).

Взыскание небольших доначислений

С 1 апреля 2020 года вступает в силу дополнение, касающееся взыскания недоимки за счет денежных средств организации или ИП (п. 11 ст. 1 законопроекта). Если общая сумма задолженности превышает 3000 руб., инспекция действует по общему правилу: два месяца от срока требования для принятия решения о взыскании и шесть месяцев для обращения в суд.

А вот если недоимка меньше, то решение о взыскании будет приниматься в течение двух месяцев от момента, который наступил раньше:

  • сумма долга по разным требованиям превысила 3000 руб.;
  • прошло три года с момента самого раннего неисполненного требования.

Следует иметь в виду, что при недоимке до 3000 руб. срок, в который инспекция должна направить требование, будет составлять один год с момента ее выявления (п. 17 ст. 1 законопроекта).

Опубликование решений об обеспечительных мерах

Инспекция будет размещать на своем сайте в том числе решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества (п. 18 ст. 1 законопроекта). Размещать нужно будет и информацию об отмене таких решений.

Сведения будут размещаться в течение трех дней с даты принятия решения, но не ранее вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности. На сайте станут указывать имущество, в отношении которого действует запрет. Какие именно это будут сведения, должна утвердить ФНС.

Поправка вступит в силу 1 апреля 2020 года.

Зачет или возврат переплаты

Снимут ограничение, по которому переплату разрешается зачесть только в счет налога того же вида: федеральный в счет федерального, региональный — регионального, местный — местного (пп. “а” п. 22 ст. 1 законопроекта).

С этим связана и другая поправка: возврат налога будет возможен, если нет недоимки по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам (абз. 3 пп. “е” п. 22 ст. 1 законопроекта). На данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.

Оба изменения должны вступить в силу с 1 октября 2020 года.

Кроме того, если проводится камеральная проверка, то срок принятия решения о зачете или возврате переплаты теперь будет зависеть от срока ее окончания либо вступления в силу решения по ней (пп. “и” п. 22 ст. 1 законопроекта). Указанный срок будет начинаться:

  • по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения “камералки” (дня, когда она должна была закончиться);
  • со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, в ходе которой были выявлены нарушения.

Эта поправка должна заработать через месяц после опубликования закона.

Наделение обособленных подразделений полномочиями

Сообщать о наделении полномочиями начислять зарплату или о лишении таких полномочий нужно будет, только если у филиала или другого обособленного подразделения есть счет в банке.

Кроме того, уточнят, что отчитываться и перечислять взносы нужно именно по месту нахождения такого подразделения (пп. “б” п. 3 ст. 1, пп. “а” и “в” п. 85 ст. 2 законопроекта).

Поправки должны заработать уже с 1 января 2020 года.

Напомним: сейчас, если у подразделения нет расчетного счета, платить взносы нужно по месту нахождения головного офиса. Неважно, где начисляют выплаты.

Информирование о недоимке

Налоговым органам разрешат информировать налогоплательщиков о недоимке и задолженности по пеням, штрафам, процентам с помощью СМС-сообщений, электронной почты или иными способами (пп. “б” п. 7 ст. 1 законопроекта). Они смогут это делать не чаще одного раза в квартал при условии, что налогоплательщик или плательщик взносов даст письменное согласие.

Поправка начнет действовать с 1 апреля 2020 года.

Новые случаи восстановления НДС после реорганизации

Правопреемники должны будут восстановить НДС, который принял к вычету их правопредшественник, если начнут использовать товары (в том числе основные средства и нематериальные активы), работы, услуги, имущественные права в деятельности, не облагаемой НДС, или перейдут на УСН, ЕНВД (пп. “б” п. 2 ст. 2 законопроекта).

Сейчас вопрос о том, восстанавливать ли НДС в такой ситуации, остается спорным.

Кроме того, хотят прописать порядок восстановления правопреемниками НДС, принятого к вычету правопредшественником при перечислении предоплаты, а также при уменьшении стоимости отгруженных товаров, работ, услуг, имущественных прав.

Изменения должны вступить в силу с 1 января 2020 года.

Единовременные компенсации педагогам

С 1 января 2020 года от обложения НДФЛ освобождаются единовременные компенсации педработникам, полученные в рамках госпрограммы (п. 13 ст. 2 законопроекта). Необлагаемая сумма ограничена 1 млн руб.

Сейчас такое освобождение действует только в отношении медиков.

Срок представления 6-НДФЛ и 2-НДФЛ

Расчет по форме 6-НДФЛ, а также справку 2-НДФЛ за год нужно будет представлять в инспекцию не позднее 1 марта следующего года (абз. 3 и 4 пп. “а” п. 19 ст. 2 законопроекта). Такая поправка начнет действовать с 1 января 2020 года. Поскольку в следующем году 1 марта — это воскресенье, то с учетом переноса отчитаться нужно будет не позднее 2 марта.

По действующей редакции отчитываться нужно не позднее 1 апреля.

Подача 6-НДФЛ, 2-НДФЛ и РСВ в электронном виде

Исключительно в электронном виде нужно будет отчитываться по НДФЛ тем, у кого 10 и более работников. Право выбора планируют оставить работодателям с меньшим числом сотрудников (абз. 7 пп. “а” п. 19 ст. 2 законопроекта). Сейчас порог до 25 человек.

Похожая поправка касается и РСВ. Разница в том, что расчет в электронном виде надо будет подавать, если в организации больше 10 сотрудников (пп. “б” п. 85 ст. 2 законопроекта). Если меньше, можно будет отчитаться на бумаге.

Изменения начнут действовать с 1 января 2020 года.

Представление 6-НДФЛ и 2-НДФЛ по нескольким “обособкам”

Юрлицам, головная организация которых расположена в одном муниципалитете, а обособленные подразделения – в другом, предоставлено право выбрать одну инспекцию в муниципальном образовании, куда они будут сдавать отчетность по “обособкам”.

Если же и головное, и обособленные подразделения находятся в одном муниципалитете, то отчитываться можно по месту учета головного (абз. 8 пп. “а” п. 19 ст. 2 законопроекта). То же самое касается уплаты НДФЛ (пп. “б” п. 16 ст. 2 законопроекта).

Чтобы воспользоваться таким правом, нужно будет уведомить все налоговые органы, где стоят на учете “обособки”, о своем выборе не позднее 1-го числа налогового периода. Передумать в течение года нельзя.

Поправки заработают с 1 января 2020 года.

Объединение 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

Начиная с отчета за 2021 год сведения о доходах физлица будут подаваться в составе расчета 6-НДФЛ (абз. 9 пп. “а” п. 19 ст. 2 законопроекта).

Доходы акционеров иностранных компаний

К дивидендам, а значит, к облагаемым доходам будут относить те выплаты, которые иностранная организация производит российской компании — акционеру или участнику при распределении прибыли после налогообложения (пп. “б” п. 21 ст. 2 законопроекта). Изменение вступит в силу с 1 января 2020 года.

Результаты интеллектуальной деятельности и амортизируемое имущество

С 1 января 2020 года результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности первоначальной стоимостью не более 100 тыс. руб. не будут относить к амортизируемому имуществу (пп. “а” п. 23 п. 2 законопроекта). Сейчас вопрос о необходимости учитывать стоимость объекта четко не урегулирован. Из-за этого иногда возникает недопонимание.

Расконсервация объектов

С 1 января 2020 года будет исключено положение, по которому срок полезного использования расконсервированного объекта нужно продлевать на период консервации (пп. “б” п. 23 ст. 2 законопроекта).

Переход с линейного метода на нелинейный

Ограничат возможность переходить с линейного метода на нелинейный. По проекту менять метод начисления амортизации можно будет только один раз в пять лет (п. 24 ст. 2 законопроекта). Сейчас подобное ограничение действует только при переходе с нелинейного метода на линейный.

Изменения вступят в силу 1 января 2020 года.

Ограничения по переносу убытков

Во-первых, период, в течение которого базу по налогу на прибыль можно уменьшить на перенесенные убытки не более чем на 50%, продлен на год (пп. “б” п. 35 ст. 2 законопроекта).

Во-вторых, правопреемнику запретят учитывать убытки правопредшественника, если при проверке инспекция обнаружит, что основной целью реорганизации был как раз учет убытков (пп. “в” п. 35 ст. 2 законопроекта).

Обе поправки начнут действовать с 1 января 2020 года.

Срок уплаты налога

Регионы больше не будут устанавливать срок уплаты транспортного налога организациями (п. 63 ст. 2 законопроекта). Юрлица должны будут перечислять налог не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 68 ст. 2 законопроекта). Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года.

Объекты налогообложения по кадастровой стоимости

Во-первых, теперь по кадастровой стоимости налогом будут облагаться в том числе те объекты, которые принадлежат организации на праве хозяйственного ведения (пп. “а” п. 69, пп. “б” п. 70 ст. 2 законопроекта).

Во-вторых, будет скорректирован перечень недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости. Так, вместо жилых домов и помещений, которые не учитываются на балансе как основные средства, теперь будет ссылка на объекты обложения налогом на имущество физлиц (пп. “а” п. 70 ст. 2 законопроекта). Получается, что по кадастровой стоимости организации должны будут платить налог:

  • за жилые дома;
  • квартиры, комнаты;
  • гаражи и машино-места;
  • единые недвижимые комплексы;
  • объекты незавершенного строительства;
  • иные здания, строения, сооружения, помещения.

По сути, перечень открытый. Означает ли это, что все объекты, по которым определена кадастровая стоимость, будут теперь облагаться повышенным налогом, неясно.

Поправки вступят в силу 1 января 2020 года. Возможно, до этого времени появятся какие-то официальные разъяснения.

Новая необоснованная налоговая выгода

Госдума одобрила законопроект о необоснованной налоговой выгоде
[Законопроект № 529775-6](http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spraa)?OpenAgent&RN=529775-6), внесенный в Государственную Думу более трех лет назад, похоже, скоро станет законом.

Пояснительная записка явно намекает, что Пленум ВАС РФ № 53 по необоснованной налоговой выгоде уже не тот, поэтому нужно что-то новое и очень определенное. Как говорится: “За все хорошее и против всего плохого”.

Такой посыл отразился в буквальном смысле. Проект состоит всего из одной статьи 54.

1 “Пределы осуществления прав по исчислению суммы налога, сбора, страховых платежей”. Видимо, 54 лучше, чем 53.

Глобально, изменения связаны с тем, что полностью аннулируется “язык Пленума №53”. Безусловно, после 10 лет использования одной терминологии введение новой добавляет ясности и снижает споры о новых терминах. Чётко видно желание избавиться от наследия Пленума, имя которого упоминать нельзя.

Что же в самом тексте?

В Проекте предложено:

Не допускается уменьшение налогоплательщиком суммы подлежащих уплате налогов в результате искажения фактов хозяйственной жизни налогоплательщика

Формулировка очень размытая, поскольку не определено, где именно это искажение отражено. Будут ли таким искажением показания директора о том, что товар доставили на машине зелёного цвета, а не синего?

Да и сам термин “искажение” уже используется в НК РФ, несколько в ином контексте: “При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы…” (п.1 ст.54 НК). Будет ли возможность перенести вычеты или расходы на будущее? Или это будет новой необоснованной налоговой выгодой?

Еще интересен при такой формулировке вопрос о действии норм во времени. “Искажения” до вступления в силу закона возможны? Если нет, чем регулируются?

Критерии признания операций

В Проекте предлагается, что “по имевшим место сделкам (операциям)” (и снова новый “понятный” термин):

  • основной целью совершения сделки (операции) не является неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) сумм налога
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору (закону)

При такой формулировке можно забыть про ссылки на реальность операций, как основание для признания расходов. Законодательно будет работать излюбленный аргумент налоговиков: кирпич поставило не ООО “Ромашка”, а кто-то иной, поэтому отказываем в вычетах и расходах.

Еще один пример. Работы выполнила не сторона договора, но сторона договора заплатила все налоги. Последствия, согласно Проекта, для налогоплательщика будут однозначными. Поскольку про обязательность установления наличия потерь бюджета в Проекте ни слова.

Вишенка на торте – посредники, агенты и др. Им что делать?

Отдельно определены обстоятельства, когда в отсутствие вышеуказанных признаков, нельзя отказать налогоплательщику:

  • первичные учетные документы, подписаны неустановленными или неуполномоченными лицами
  • нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах
  • возможность получения налогоплательщиком того же экономического результата при совершении иных не запрещенных законодательством сделок

В Пленуме, имя которого нельзя упоминать, таких признаков было в разы больше. Возьмем самый очевидный – взаимозависимость сторон по сделке. Красная тряпка любого проверяющего. Как известно, любая сделка между взаимозависимыми имеет целью неуплату налога. Но раньше это было в головах проверяющих. А теперь?

Странным образом в Проекте ни слова про осмотрительность. И тут два варианта. Проявление осмотрительности никак не освобождает от претензий. Или вопрос осмотрительности никак не должен оцениваться, во что верится с трудом.

Про пастухов

Проект содержит интересную оговорку. Устанавливать обстоятельства по ст.54.1 НК могут налоговые органы только в рамках налоговых проверок, налогового мониторинга.

По старой доброй традиции никаких последствий не установлено. Видимо, это связано с четким соблюдением судами всех процедурных норм НК за последние годы.

И, похоже, вопрос о разграничении проверок по ТЦО и выявлению налоговой выгоды будет закрыт.

Также возникает вопрос о правоохранительных органах. Они не могут устанавливать такие обстоятельства? Цель была именно такова? Похоже, это очередная “ясность” Проекта.

Безусловно, качество Проекта ниже отметки “плохо”. Пока самым компромиссным вариантом видится полная инкорпорация текста Пленума №53 в НК, как переходная мера. Возможно, в будущем появится запрос на качественный текст.

Источник: http://blog.taxadvisor.ru/novaia-nieobosnovannaia-naloghovaia-vyghoda/

Финансист тут
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: