Иран конституция форма правления судебная система

Конституционные основы и конституционные гарантии

Иран конституция форма правления судебная система

Конституция Исламской Республики Иран была принята на референдуме 2–3 декабря 1979 года и пришла на смену конституции 1906 года. 28 июля 1989 года в конституцию были внесены поправки, усилившие полномочия президента и легитимизировавшие создание органа, регулирующего отношения между меджлисом и Наблюдательным советом (НС).

Конституция 1979 года закрепляет на уровне формальных установлений качественно новое политическое устройство, основанное на исламских принципах.

В преамбуле говорится, что конституция следует духу исламской революции, которая коренным образом отличается от всех других революций, поскольку она есть высочайшее проявление духа мусульманской уммы (общины).

В преамбуле конституции Ирана даётся политическая оценка монархического режима и указывается на его неприемлемость для иранской уммы, в том числе по причине сотрудничества монархии с США, излагается история исламской революции, очерчиваются контуры и конституционные особенности исламского государства.

Исламская Республика Иран может быть охарактеризована, согласно конституции, как теократическая республика, опирающаяся на институты религиозной и республиканской власти.

В основе религиозной власти, которая обеспечивает легитимность всех других институтов, лежат исламские принципы, важнейшим из которых является велаят-е факиф («правление наиболее авторитетного шиитского правоведа», которое должно сохраняться до появления 12-го «скрытого имама», которому шиитское учение отводит всю полноту власти). В соответствии с этим принципом высшим государственным лицом, главой Исламской Республики Иран, является духовный лидер — Верховный лидер исламской революции — рахбар, курирующий работу всех ветвей власти и избираемый Советом экспертов. Рахбар должен соответствовать определённым требованиям (ст. 109), он обладает широким кругом полномочий (перечислены в ст. 110), среди которых:

— определение общей политики государства;

— осуществление функций верховного главнокомандующего вооружёнными силами ИРИ;

— контроль за надлежащим исполнением намеченной им политики;

— объявление войны, мира, мобилизации;

— издание указов и проведение общенациональных референдумов;

— подписание указа о всенародных выборах президента ИРИ;

— смещение президента республики с занимаемого поста, если Верховный Суд признает его виновным в нарушении конституционных обязанностей или меджлис выскажется за его устранение на основании нарушения им ст. 89 конституции (см. раздел «Особенности законодательной власти»);

— разрешение противоречий, которые не могут быть урегулированы в обычном порядке, между меджлисом и Наблюдательным советом.

Рахбар назначает, отстраняет от должности и отправляет в отставку (ст. 110.6):

— богословов в Наблюдательный совет;

— главу судебной власти;

— главу государственной радиотелекорпорации;

— начальника штаба вооружённых сил, главнокомандующего Корпуса стражей исламской революции и высших чинов вооружённых сил страны.

По конституции допускается передача рахбаром части своих полномочий и обязанностей другому должностному лицу.

Статья 113 конституции устанавливает, что после Верховного лидера исламской революции (рахбара) высшим официальным лицом в стране является президент, действующий как глава исполнительной власти (за исключением вопросов, прямо возложенных на канцелярию рахбара). Ст. 122 устанавливает, что президент ответствен перед народом, рахбаром и меджлисом.

Высший законодательный орган власти — однопалатный парламент — меджлис (Собрание исламского совета). Число мест в парламенте увеличивается в зависимости от роста населения (в 1980 году в нём было 270 депутатов, по итогам выборов 2004 года — 290), он формируется в результате прямого ания сроком на 4 года. Согласно ст.

71 конституции, меджлис может самостоятельно инициировать законы при условии, что они не противоречат конституции и исламским принципам (ст. 72). Соответствие принимаемых меджлисом законов исламу и конституции устанавливает Наблюдательный совет (Шоурае негахван; другой вариант перевода — Совет стражей), который, согласно ст.

96 конституции, сочетает фактически функции верхней палаты и конституционного контроля. Наблюдательный совет состоит из 12 членов, половину из которых составляют высшие богословы (улемы), назначаемые рахбаром, остальные 6 членов избираются меджлисом из числа кандидатов, которых представляет глава судебной власти.

Все принятые меджлисом законопроекты приобретают силу закона только после их одобрения Наблюдательным советом (обязан их рассмотреть в течение 10 дней).

Очень частые противоречия между меджлисом и Наблюдательным советом в 1980-е годы приводили к тому, что ни один из основополагающих законов в тот период не был принят, и правительство было вынуждено работать в условиях законодательного вакуума.

В 1988 году в структуру власти был введён Совет по целесообразности принимаемых решений (Маджма-йе тахшис маслахате незам), который выносит окончательное решение в споре между меджлисом и Наблюдательным советом. Постоянные и временные члены Совета назначаются рахбаром страны.

Полномочия Совета определяются ст. 111 и 112 конституции.

Глава судебной власти назначается рахбаром. Судебная система испытывает влияние шариата. Активно действуют суды для духовенства (см. «Особенности судебной власти»).

Институциональный дизайн органов власти в Иране и его закрепление в конституции свидетельствуют о том, что система правления в этой стране сочетает в себе элементы религиозной власти, основанной на признании ислама в качестве официальной государственной религии и идеологии, и элементы президентской формы правления.

Гл. XIV конституции фиксирует порядок изменения или внесения дополнений в конституцию. Инициировать этот процесс может сам рахбар после консультаций с членами Совета по целесообразности принимаемых решений или Совета по пересмотру конституции, состоящий из:

— членов Наблюдательного совета;

— глав трёх ветвей власти;

— постоянных членов Совета по целесообразности принимаемых решений;

— пяти членов Совета экспертов;

— десяти назначенных рахбаром авторитетных лиц;

— трёх представителей от совета министров;

— трёх представителей от судебной ветви власти;

— десяти депутатов меджлиса;

— трёх представителей от университетских профессорских кругов.

Решения Совета по пересмотру конституции в случае одобрения и подписи рахбара выносятся на референдум и считаются принятыми, если их поддержит простое большинство избирателей. Не подлежат какому-либо изменению ст.

 177 конституции (называется «Пересмотр конституции Советом и референдум»), а также другие статьи конституции, в которых говорится об исламском характере иранской политической системы и её институтов, регулировании и управлении на базе исламских принципов, целях Исламской Республики Иран, официальной исламской религии, духовенстве (имамах Уммы), а также положения, касающиеся национальных референдумов и выносимых на их рассмотрение вопросов.

←   Назад  |   Конституционные основы и конституционные гарантии   |   Вперёд   →

Азия — самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию. Площадь (вместе с островами) — около 43,4 миллиона км². Население — 4,2 миллиарда человека на 2012 год (60,5% населения Земли). Азия является ныне крупнейшим развивающимся регионом в мире.

Материковая Азия располагается в основном в восточном (исключением является Чукотский полуостров) и северном полушариях. С Африкой Азия соединена Суэцким перешейком, от Северной Америки её отделяет узкий Берингов пролив.

Азия омывается Северным Ледовитым, Индийским и Тихим океанами, а также — на западе — внутриматериковыми морями Атлантического океана (Азовским, Чёрным, Мраморным, Эгейским, Средиземным). При этом имеются обширные области внутреннего стока — бассейны Каспийского и Аральского морей, озера Балхаш и др.

Озеро Байкал по объёму содержащейся пресной воды превосходит все озёра мира; в Байкале сосредоточено 20% мировых запасов пресной воды (без учёта ледников). Мёртвое море является глубочайшей в мире тектонической впадиной (-405 метров ниже уровня моря).

Побережье Азии в целом расчленено относительно слабо, выделяются крупные полуострова — Малая Азия, Аравийский, Индостан, Корейский, Камчатка, Чукотка, Таймыр и др.

Близ берегов Азии — крупные острова (Большие Зондские, Новосибирские, Сахалин, Северная Земля, Тайвань, Филиппинские, Хайнань, Шри-Ланка, Японские и др.), занимающие в совокупности площадь более 2 миллионов км².

В основании Азии лежат четыре огромных платформы — Аравийская, Индийская, Китайская и Сибирская. До ¾ территории части света занимают горы и плоскогорья, наиболее высокие из которых сосредоточены в Центральной и Средней Азии.

В целом, Азия — контрастный регион по абсолютным отметкам высот.

С одной стороны, здесь расположена высочайшая вершина мира — гора Джомолунгма (8 848 м), с другой стороны, глубочайшие впадины — озеро Байкал с глубиной до 1 620 м и Мёртвое море, уровень которого ниже уровня моря на 392 м. Восточная Азия — район активного вулканизма.

Азия богата разнообразными полезными ископаемыми (в особенности же — топливно-энергетическим сырьём).

На территории Азии представлены почти все типы климата — от арктического на крайнем севере до экваториального на юго-востоке.

В Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии климат муссонный (в пределах Азии находится самое влажное место Земли — местечко Черапунджи в Гималаях), в то время как в Западной Сибири — континентальный, в Восточной Сибири и на Сарыарке — резко континентальный, а на равнинах Центральной, Средней и Западной Азии — полупустынный и пустынный климат умеренного и субтропического поясов. Юго-Запад Азии — тропический пустынный, самый жаркий в пределах Азии.

Список государств Азии

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 3

Америка — часть света, объединяющая два материка, Северную Америку и Южную Америку, а также близлежащие острова (включая Гренландию). Эту часть света также называют Новым Светом.

Обычно в этой части мира выделяют Северную Америку (США, Канаду, Мексику и острова к востоку от них), Латинскую Америку (материковые испаноязычные, португалоязычные и франкоязычные страны), Южную Америку (страны материка Южная Америка), Центральную Америку (страны североамериканского континента на юг от Мексики) и Карибский бассейн (государства и колонии на островах Карибского моря, когда этот регион называли Вест-Индия).

Список государств Америки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 4

Африка — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 29,2 миллиона км², с островами — около 30,3 миллиона км², покрывая, таким образом, 6% общей площади поверхности Земли и 20,4% поверхности суши.

На территории Африки расположено 55 государств.

Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков.

Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения — равно как ледников или водоносного горизонта горных систем — естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.

Список государств Африки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 5

Европа — часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 миллионов км² и население около 740 миллионов (порядка 10% населения Земли). Вместе с Азией образует материк Евразия.

Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тысячи км². На полуострова приходится около 1/4 территории Европы (Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский и др.).

На большей части территории климат умеренный (на западе — океанический, на востоке — континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах — субарктический и арктический, в Южной Европе — средиземноморский, в Прикаспийской низменности — полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах — оледенение (площадь свыше 116 тысяч км²).

Список государств Европы

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 6

Океания — часть света; географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольших островов и атоллов в центральной и юго-западной частях Тихого океана.

Океания представляет собой крупнейшее в мире скопление островов, расположенных в юго-западной и центральной частях Тихого океана, между субтропическими широтами Северного и умеренными Южного полушарий. При разделении всей суши на части света Океания обычно объединяется с Австралией в единую часть света Австралия и Океания, хотя иногда выделяется в самостоятельную часть света.

Общая площадь островов составляет 1,26 миллиона км² (вместе с Австралией 8,52 миллиона км²), население — около 10,7 миллиона человек (вместе с Австралией 32,6 миллиона человек). Географически Океания подразделяется на Меланезию, Микронезию и Полинезию; иногда выделяют Новую Зеландию.

Острова Океании омываются многочисленными морями Тихого (Коралловое море, Тасманово море, море Фиджи, море Коро, Соломоново море, Новогвинейское море, Филиппинское море) и Индийского океанов (Арафурское море).

Список государств Океании

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Источник: http://www.hyno.ru/tom2/505.html

Иран конституция форма правления судебная система

Иран конституция форма правления судебная система

Конституция ИРИ имеет преамбулу, в которой изложен ход истории Ирана и революционных событий и разъясняются принципы подхода в ИРИ к различным вопросам (метод правления в исламе, армия, женщина в обществе и др.

) Основной текст Конституции состоял из 12 разделов, объединяющих 175 статей. После поправок, внесенных в 1989 году, число разделов увеличилось до 14, а принципов – 177.

В них нашли отражение следующие темы: общие принципы государственности, атрибуты государственной власти, права народа, экономика и финансы, права национального суверенитета и отрасли государственной власти, законодательная власть, Руководитель, исполнительная власть, внешняя политика, судебная власть, средства массовой информации. 28 июля 1989 года в Иране прошел референдум, на котором были одобрены изменения, внесенные в Конституцию.

Государственное устройство. иран — унитарное государство

Справедливости ради, надо отметить, что в действующей Конституции не только подробно перечислены основные права женщин, но к тому же на правительство возложена ответственность за обеспечение прав женщин во всех сферах общественной жизни. Так, например, нормы ст.

21 Конституции устанавливают способы реализации этих прав: Читать далее: Предоставление условий для всестороннего развития женщины и защиты ее моральных и материальных прав Информация о работе «Конституционное право Ирана» Раздел: Государство и правоКоличество знаков с пробелами: 30679Количество таблиц: 0Количество изображений: 0 Скачать Предмет, сущность, источники и система конституционного права зарубежных стран Скачать 55504 0 0 … система, включающая в себя самые разные структурные части, элементы, подсистемы; и вся эта сложная взаимозависимая и взаимопереплетающаяся структура придает конституционному праву его сущность.

Государственный строй ирана

Последние две статьи этой главы посвящены вопросу гражданства. Так, ст. 41 закрепляет, что иранское гражданство является исключительным правом любого гражданина Ирана. Государство не вправе лишить гражданства своего гражданина, кроме тех случаев, когда сам гражданин отказывается от своего гражданства или приобретает гражданство другого государства.

Иностранцы могут получить иранское гражданство в соответствии с действующими законами. Ст. 42. Иностранцы имеют право приобрести иранское гражданство в соответствии с действующими законами и могут быть лишены гражданства в случае приобретения гражданства другого государства или по собственному желанию. В ст.

Иран

Внимание Многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, имеют духовные, культурные, религиозные, этнические и прочие общие традиции и связи с народами развивающихся стран.

Несмотря на это, характерно, что именно в российской науке государственного права недостаточно изучены институты конституционного права развивающихся стран. § 1 Конституция Ирана. По форме правления Иран — республика, однако сильное влияние шиитских политических концепций придает форме правления в Иране большую специфику.

Действует Конституция, утвержденная на референдуме 2-3 декабря 1979 г., с последующими (от 28 июля 1989 г.) поправками.

§ 1 конституция ирана

Поскольку речь идет о политических правах, необходимо отметить, что некоторые российские государствоведы ошибочно полагают, что в Исламской Республике Иран существует половой ценз (в избирательном праве).

В Исламской Республике Иран такого ценза нет и женщины могут свободно реализовывать активное и пассивное избирательное право, и немало представительниц женского пола являются членами законодательного органа государства (меджлиса).

Также они представлены в органах местного самоуправления и занимают крупные посты в правительстве.
Важно Согласно ст. 28 Конституции Исламской Республики Иран каждый имеет право выбора профессии, если это не противоречит исламу и общим интересам и правам других лиц.

В этой же статье говорится о том, что государство должно гарантировать всем реализацию права на труд, так как это необходимо обществу. В Конституции (ст. 29) закреплены также основные социальные права.

Конституционное право ирана

Высший руководитель, «Рахбар» (перс. رهبر معظم‎ — рахба́ре моаззам, также известен как факих), является главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами. Он определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику.

Рахбар назначает руководителей силовых ведомств, государственных телевизионных и радио-каналов, а также шестерых из 12 членов Совета стражей.
Высший руководитель избирается Советом экспертов. Этот Совет в свою очередь избирается населением среди особого списка кандидатур из духовенства.

Статья 57 Конституции Исламской Республики Ирана, определяя принципы гос.

устройства, гласит: «Управление Исламской Республики Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, которые функционируют под контролем абсолютного правления религиозного Лидера и согласно нижеследующим статьям Конституции.

Россия является многонациональным федеративным государством.

Многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, имеют духовные, культурные, религиозные, этнические и прочие общие традиции и связи с народами развивающихся стран.

Несмотря на это, характерно, что именно в российской науке государственного права недостаточно изучены институты конституционного права развивающихся стран.

§ 1 Конституция Ирана. По форме правления Иран — республика, однако сильное влияние шиитских политических концепций придает форме правления в Иране большую специфику. Действует Конституция, утвержденная на референдуме 2-3 декабря 1979 г., с последующими (от 28 июля 1989 г.) поправками.

Процесс «вестернизации» политической и правовой системы начался в 1906 г., когда здесь была принята Конституция, построенная по франко-бельгийской модели, однако преобразование судебной системы и принятие отраслевых кодексов (Торгового, Уголовного, Гражданского и Гражданско-процессуального) начались лишь в конце 1920-х гг.

За основу этих актов были взяты соответствующие французские образцы. В результате реформ 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского права значительно сузилась.


Фикх (мусульманская правовая доктрина) джафаритского толка сохранил свои позиции лишь в области личного статуса и определения правового положения вакфов (изъятого из оборота имущества, предназначенного для благотворительных целей). Новые усилия по вестернизации Ирана, предпринятые в 1960-1970 гг.

Они играют ведущую роль и в других отраслях действующего права, обеспечивая подчинение исламским нормам всех сторон общественной (политической, экономической, культурной) и личной жизни граждан, соблюдение не только юридических, но и моральных норм, относящихся даже к одежде и форме проведения досуга мусульман. Основным источником права в Иране считается закон. Согласно ст.4 Конституции все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. Указанная статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.

Источник: http://agnbotulinum.com/iran-konstitutsiya-forma-pravleniya-sudebnaya-sistema/

Финансист тут
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: