Как проверить тарифный метод обоснования цены

Содержание
  1. Цена контракта по 44 ФЗ: методы определения, обоснования, уменьшения, увеличения НМЦК
  2. Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК
  3. Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ
  4. Источники обоснования
  5. Образец обоснования НМЦК
  6. Последовательность и порядок действий при расчете
  7. Заключение
  8. Как обосновать цену при закупках у единственного поставщика
  9. Какими нормативными актами руководствоваться при обосновании цены?
  10. В чем заключается обоснование цены?
  11. Какие методы для расчета цены использовать при заключении контракта с ЕП?
  12. Какие товары считаются идентичными и однородными?
  13. Пример 1:
  14. Пример 2:
  15. Какие действия предпринять для обоснования цены?
  16. Как получить информацию для анализа рынка?
  17. Калькулятор для расчета НМЦК с коэффициентом вариации
  18. Как рассчитать цену?
  19. Пример расчета:
  20. Как оформить обоснование цены?
  21. Как сформировать отчет с обоснованием цены?
  22. :
  23. Избегайте типичных ошибок при обосновании НМЦК | Контур.Закупки
  24. Неправильный выбор метода обоснования
  25. Неверно собраны данные о ценах
  26. Для запроса цены выбраны ненадежные поставщики
  27. Таблица. Когда применять тот или иной метод обоснования НМЦК
  28. Вопрос цены. Методы определения и обоснование НМЦК (ст. 22)
  29. Обоснование цены
  30. Нормативная база:
  31. Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта
  32. Возможные ситуации при определении НМЦК
  33. Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК
  34. Методы определения НМЦК по 44-ФЗ
  35. Метод сопоставимых рыночных цен
  36. Определение идентичности и однородности ТРУ
  37. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:
  38. При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:
  39. Нормативный метод
  40. Тарифный метод
  41. Определение нмцк. проектно-сметный метод
  42. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НМЦК ПРОЕКТНО-СМЕТНЫМ МЕТОДОМ
  43. Проектно-сметный метод стоит использовать:
  44. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ
  45. В КАКОЙ ФОРМЕ СЛЕДУЕТ ОФОРМЛЯТЬ РАСЧЕТ НМЦК (НАЧАЛЬНОЙ МАКСИМАЛЬНОЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА) ПО 44-ФЗ?
  46. ИНФОРМАЦИЯ, УКАЗЫВАЕМАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ОБОСНОВАНИЯ НМЦК.
  47. ОТ 12 ДЕКАБРЯ 2017 Г. N 24-01-09/82766

Цена контракта по 44 ФЗ: методы определения, обоснования, уменьшения, увеличения НМЦК

Как проверить тарифный метод обоснования цены

Последнее обновление: 15.02.2020

Говоря о закупках для удовлетворения нужд государственных и муниципальных, возникают вопросы. Например, конкурс не состоится, если не будет определена цена контракта. Нельзя просто поставить число и указать его в качестве цены. В госзакупках к этому стоит подходить с умом.

Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК

Закон № 44-ФЗ является основным регламентирующим нормативным актом в части осуществления госзакупок и выполнения госзаказов. В этом законодательном акте прописаны способы формирования контракта, его ценности, составления и заключения.

Цена контракта по 44-ФЗ определяется по ст. 22 Закона № 44-ФЗ. В п. 1 этой статьи прописан порядок её формирования. В остальных пунктах подробно описывается каждый метод, случаи использования каждого.

Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ

НМЦК по 44-ФЗ формируется заказчиком самостоятельно одним из описанных ниже способов:

  • метод сопоставимых рыночных цен. Проводится анализа рынка, поэтому этот способ могут называть по-иному;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод;
  • нормативный метод.
  • тарифный метод;

Это не полный список, у заказчика есть право применить свой метод формирования начальной максимальной цены контракта. Но нужно обязательное обоснование целесообразности его применения.

При употреблении метода сопоставимых рыночных цен происходит сравнение ценников на аналогичные предметы сделки в данном регионе.

Например, стоимость молочной продукции в Московской области будет несколько разниться с показателями на тот же продукт в Рязанской области.

Если закупки будут проводиться в Рязанской области, то к сравнению берут показатели в этом субъекте федерации, а не в соседнем.

Сравнивается ценность в коммерческом сегменте рынка. У госзаказчика есть право применять корректирующие показатели и индексы для пересчёта. Для сравнения и формирования начальной максимальной цены контракта 44-ФЗ необходимо экономическое обоснование их использования.

Важно! Если госзаказчик выбрал такой вариант формирования ценности своего заказа, то ему  рекомендуется брать к сравнению показатели не менее чем у 3 поставщиков. Это позволит максимально точно определить ценность будущей закупки. 

Нормативный метод применяют для расчёта начальной цены контракта на основании требований, которые предъявляются к предмету сделки ст. 19 соответствующего закона. Необходимо использовать информацию о предельно допустимом значении цен на идентичные или одинаковые предметы сделки.

Тарифный метод по 44-ФЗ применяется при нормативном регулировании цен подобные предметы сделки на государственном или муниципальном уровне. Тогда цена контракта по 44-ФЗ определяется на уровне регулируемой стоимости.

Проектно-сметный метод применяться только для определения цены сделки для определённых видов работ. Полный перечень представлен так:

  • работы по осуществлению всех этапов строительства капитальных объектов, с применением разработанных нормативных показателей;
  • сохранение культурного наследия различных этнических групп, проживающий на территории наше страны в различных регионах.

Важно! Если по итогам конкурса на проведение текущего ремонта зданий и сооружений определился только один поставщик, цена заключаемого с ним контракта будет определяться данным методом.

Если иные методы невозможно применить, заказчик должен использовать затратный. То есть, цена контракта это сумма всех затрат (прямых и косвенных), которые обычно возникают при производстве, приобретении, хранении и реализации конкретного предмета сделки.

Все сведения берутся из открытых и общедоступных источников информации в сети на официальных электронных интернет-площадках, в статистической отчётности, на биржах и в прочих источниках.

Приоритетным методом определения начальной максимальной цены контракта для отдельных предметов сделок по госзаказам местными властями может быть установлен какой-то определённый.

Данные способы применяются для того, чтобы максимально правильно определить ценность. В рамках госзакупок это имеет важное значение.

Если заказчик в извещении укажет заниженную стоимость, закупка может не состояться.

Ни один потенциальный исполнитель госзаказа не захочет лишиться коммерческой составляющей, поэтому заявки на участие в закупках подавать не будут. Следовательно, конкурс не состоится.

Есть ещё одно неблагоприятное последствие установления заниженной цены – это недобросовестный исполнитель. Он подаст заявку на участие с установленной стоимостью. Вероятно, он окажется единственным участником и станет единственным поставщиком. Но для того чтобы получить прибыль, он выполнит работу некачественно или сэкономит на материале и комплектующих.

Если же цена контракта будет завышенной, велика вероятность того, что будет выявлено нецелевое использование средств из бюджета. Если в ходе торгов цена будет снижена и вернётся к среднерыночному значению, но негативных последствий не будет.

От того, насколько правильно будет рассчитана НМЦК, зависит порядок проведения конкурса. Например, если она будет более 0,5 млн. рублей, то у госзаказчика нет права выбирать потенциального исполнителя путём формирования котировочного запроса.

Сведения о том, как будет проходить конкурс (открытый или закрытый), должны размещаться в сети. Для этого определены конкретные временные рамки, они также зависят от определённой ранее цены. Данные можно увидеть в таблице:

Вариант проведения госзаказаЗначимость НМЦКВременной отрезок размещения сведений
Конкурс, проводимый для всех участниковНе имеет значенияВ течение 2 календарных декад до того момента, как госзаказчик получит все заявки и откроет их сущность для остальных заявителей
В виде электронного конкурсаВыше 3 млн. рублейНе позднее полумесяца до закрытия возможностей на подачу заявлений
Ниже 3 млн. рублейМинимум за календарную неделю до закрытия возможностей к подаче заявок
С помощью формирования котировочного запросаБолее четверти млн. рублейЗа неделю до того момента, как будет закрыт входи для подачи заявлений на участие
Менее четверти млн. рублейКак минимум за неделю до того момента, как закроется доступ к подаче заявок
С помощью проведения запроса предложенийНе имеет значенияНе менее рабочей недели до того, как этот запрос будет проведён

Источники обоснования

Чтобы определить цену контракта, необходимо использовать открытую информацию, к таковой относится:

  • информация, доступная к просмотру и изучению на официальном сайте госзакупок (его адрес в сети www.zakupki.gov.ru) по уже успешно исполненным контрактам (то есть, по ним не было взысканий и штрафных санкций);
  • информация, распространяемая с помощью рекламы в СМИ, печатных изданиях и прочее;
  • размещаемую на биржах российского и иностранного рынка об установленных на определённую календарную дату котировках;
  • имеющая отношение к отчётам по оценке, на основании которых определяется оценочная стоимость некоторых товаров;
  • информация, поступающая из информационных агентств;
  • прочие общедоступные источники.

Для достоверного определения показателя ценности предмета закупки нельзя ориентироваться на те сведения, которые:

  • прописаны в реестре, содержащем данные о недобросовестных и уклонившихся подрядчиках;
  • были получены из источников, пожелавших остаться неизвестными;
  • получены госзаказчиком по запросам, не отвечающим предъявляемым к ним требованиям;
  • не содержат в себе расчёт цен на определяемую категорию предмета сделки.

Чтобы использовать один из методов расчёта, необходимо понимать, что такое «однородные» и «идентичные» товары. Расшифровка дана в ст. 22 регулирующего закона.

К «однородным» относятся товары, работы или услуги, имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов. Это позволяет им выполнять схожие функции.

К «идентичным» относятся те предметы, которые могут иметь разный внешний вид, но одинаковые характеристики. Для определения «однородности» и «идентичности» необходимо брать во внимание:

  • страну, в которой товар производится;
  • фирму, которая выступает в роли его производителя;
  • если предметом закупки выступают услуги, то репутация компании и её характеристика среди конкурентов имеют важное значение для сравнения;
  • качество;
  • возможность заменить товар другим без потери основных характеристик;
  • вид и объём.

Внешний вид не играет особой роли. Когда применяется метод сопоставимых цен, у заказчика есть право использовать:

  • корректировочные коэффициенты для того, чтобы произвести перерасчёт цены в зависимости от определяющих характеристик. Индекс для пересчёта определяется путём экспертного расчёта;
  • сведения из общего доступа;
  • данные, размещённые на площадках для проведения электронных торгов, конкурсов и тендеров.

Важно! Нельзя отступать от определённого алгоритма.

Образец обоснования НМЦК

Обоснование установленной ценности происходит в письменном виде. Заказчик оформляет документ с подробным расчётом. К этому документу он прикладывает документы, на основании которых производились расчётные действия. Источники получения информация указывать не нужно. Обоснование необходимо опубликовать в открытом доступе.

Вся документация, которая была использована заказчиком для расчёта, сохраняется в закупочной «папочке». Если это были бумажные документы, то сохраняются их копии. Если информация поступала в электронном виде (скриншоты, ссылки на официальные источники, изображения страниц сайтов), она в таком же виде сохраняется.

Обоснование ценности является одним из разделов конкурсной документации. Выглядеть он может так:

При формировании данного раздела необходимо дать следующую информацию:

  • сведения о том лице, в чьи полномочия входит утверждение данного документа;
  • номер раздела по порядку;
  • название закупки;
  • название метода, с помощью которого определялась цена контракта;
  • фактическое обоснование. Как правило, достаточно сделать ссылку на ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Если применяется проектно-сметный метод, то в качестве обоснования ценности контракта будет выступать смета расходов на достижение прописанного в контракте результата. Например, если предметом закупки  выступает некая работа, то обоснованием её цены будет смета на все промежуточные результаты.

Итоговая сумма указывается без НДС. Расчёт без налога выглядит вот так:

Чтобы определить окончательную стоимость контракта, нужно к полученному значению прибавить НДС. По общим правилам он равен 20%. Некоторые товары или услуги попадают под льготное налогообложение – 0% и 10%.

Размер НДС необходимо отразить в обосновании цены. Выглядит это так:

Последовательность и порядок действий при расчете

Существуют методические рекомендации, которыми должны руководствоваться заказчики для верного определения и подсчёта ценности своего контракта. При совершении госзакупок, их контролирует ФАС. Поэтому к вопросу определения цены стоит подходить с умом. Нельзя установить слишком низкую ценность контракта, но и высокую тоже нельзя.

Нужно соблюсти следующий порядок действий:

  1. Определить, существует ли потребность в предмете закупки. Ориентироваться нужно на нормы, прописанные в ст. 18 регламентируемого закона.
  2. Установить, при необходимости, дополнительные требования к закупаемым предметам.
  3. Через открытую информацию и общедоступные источники исследовать рынок.
  4. Опираясь на требования Закона № 44-ФЗ, необходимо описать предмет будущей сделки. Ориентироваться нужно на ст. 33 регламентирующего нормативного акта.
  5. Основываясь на полученных сведениях, нужно выбрать метод определения цены по 44 ФЗ.
  6. Используя выбранный метод, рассчитать НМЦК и установить её. Если нет возможности произвести расчёт ценности одним из способов, представленных выше, можно использовать несколько в комплексе.
  7. Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.

Заключение

Если заказчик сам не может произвести расчет и обоснование НМЦК, он может воспользоваться онлайн калькулятором. Он есть на официальном сайте НАИЗ. Расчёт с помощью данного инструмента производится наиболее распространённым способом – методом сопоставимых чисел.

Показания онлайн-калькулятора рекомендованы к применению, но не являются обязательными.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/cena-kontrakta-nmck/

Как обосновать цену при закупках у единственного поставщика

Как проверить тарифный метод обоснования цены

Организация госзакупок – сложный процесс, который требует детального анализа нормативных актов, регулирующих его. Многие государственные и муниципальные учреждения и сами поставщики не хотят «связываться» с такими способами определения поставщика, как аукцион, конкурс и т.д.

, так как для этого необходимо оформить внушительный пакет документов, и сама процедура занимает достаточно много времени. К счастью, закон предусматривает более простой способ выбрать поставщика – заключение контракта с единственным поставщиком. Статья 93 закона 44-ФЗ регулирует вопросы, связанные с заключением подобного рода контрактов.

В части 1 названной статьи указаны случаи, когда возможно заключить контракт с единственным поставщиком (далее по тексту – ЕП). Наиболее популярные среди заказчиков случаи, указанные в данной статье, – заключение контракта на сумму не более 100 и не более 400 тысяч рублей. Но даже для самых минимальных закупок требуются обоснование цены.

О том, как это правильно сделать, поговорим в настоящей статье.

Какими нормативными актами руководствоваться при обосновании цены?

В первую очередь, необходимо обратить внимание на ст. 22 ФЗ 44. Данная статья перечисляет доступные методы для расчета цены как для заключения контракта с ЕП, так и для проведения конкурентных процедур. Кроме того, Минэкономразвития разработало рекомендации (далее по тексту – рекомендации) для расчета цены при заключении контракта с ЕП (приказ от 02.10.2013 № 567).

В чем заключается обоснование цены?

Под обоснованием цены предполагается расчет цены на закупаемые товары, который должен быть подтвержден приложенными справочной информацией, документами или реквизитами документов, по которым был сделан расчет. Если данная информация будет размещена в Интернете, то нельзя указывать наименование поставщиков, которые предоставили информацию.

Какие методы для расчета цены использовать при заключении контракта с ЕП?

Закон выделяет следующие методы:

  1. Метод сопоставления рыночных цен или, по-другому, анализ рынка. Является приоритетным при расчете цены, когда речь идет о контрактных отношениях с ЕП. Остальные методы применяются только в тех случаях, которые предусмотрены в ст. 22 ФЗ 44 (ч.ч. 7-11). При использовании данного метода рекомендуется использовать не менее 3 цен, которые предлагают различные поставщики.
  2. Нормативный метод. Применяется в случае нормирования закупок (ст. 19 ФЗ 44).
  3. Тарифный метод. Применяется в тех случаях, когда цены на закупаемый товар (услугу, работу) устанавливаются государством.
  4. Проектно-сметный метод. Уместен, если закупаются услуги (работы) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или по сохранению объектов культурного наследия.
  5. Затратный метод. Применение данного метода возможно в тех случаях, когда нельзя применить ни один из перечисленных выше методов.

Если ни один из вышеперечисленных методов не подходит, то можно в качестве обоснования цены избрать и другой метод, но тогда потребуется обосновать, почему отсутствовала возможность применить методы, указанные в законе.

Более подробно рассмотрим такой метод определения цены как анализ рынка, так как он является приоритетным и наиболее востребован.

Под анализом рынка закон понимает получение информации о ценах на рынке, установленных для идентичных товаров, которые необходимо закупить, а если идентичные товары найти не представляется возможным, то для анализа применимы и однородные товары.

Какие товары считаются идентичными и однородными?

Идентичными считаются товары с одинаковыми характеристиками (качество, функционал и т.п.). Кроме того, учитываются страна происхождения и производитель.

Пример 1:

Два идентичных стола, схожие по следующим критериям: функциональное назначение; материал, из которого изготовлены; страна производства. Различия в форме, размере и цвете незначительны и принципиального значения не имеют.

Однородными признаются товары, не являющиеся идентичными, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, вследствие чего они могут выполнять одни и те же функции. При определении однородности следует учитывать качество товаров, репутацию на рынке и страну происхождения.

Пример 2:

Два однородных шкафчика для переодевания схожи по следующим критериям: страна производства, материал изготовления, функциональное назначение. Принципиальное отличие: размер (во втором варианте секций меньше), дополнительные функции (во втором варианте есть функция подсушки).

Какие действия предпринять для обоснования цены?

Минэкономразвития рекомендует осуществить следующие действия:

  1. выбрать товар (услугу, работу) которую необходимо закупить;
  2. определить требования, по которым будет отбираться товар и условия поставки;
  3. исследовать общедоступные источники информации на предмет рыночных цен на закупаемый товар и условия поставки;
  4. описать объект закупки с учетом требований ст. 33 ФЗ 44;
  5. осуществить проверку принятых по данному объекту закупки государственных и муниципальных нормативных актов;
  6. выбрать метод расчета цены;
  7. рассчитать цену;
  8. сформулировать обоснование.

Как получить информацию для анализа рынка?

Закон предусматривает следующие способы для получения информации:

1. Сбор общедоступной информации о ценах на рынке на товары, которые необходимо закупить. В качестве общедоступной признается информация, которая содержится:

  • в контрактах на поставку подобных товаров, если по данным контрактам не было взыскания неустоек за неисполнение контракта. Подробная информация о том, как осуществить поиск информации в реестре контрактов, изложена в Приложении № 2 к рекомендациям Минэкономразвития;
  • в каталогах, рекламе, описаниях или иных предложениях, которые обращены к неопределенному кругу лиц и признаются публичной офертой;
  • в котировках на российских и иностранных биржах;
  • в котировках на электронных площадках;
  • в официальных источниках государственных и муниципальных органов, а также иностранных государств, международных организаций;
  • в государственной статистической отчетности;
  • в общедоступных результатах изучения рынка или полученных по заказу заказчика;
  • в отчете оценщика о рыночной стоимости объектов, которые подлежат оценке;
  • иные источники.

2. Направление запросов поставщикам на получение информации о ценах. Поставщики должны осуществлять поставки идентичных или однородных товаров. Минэкономразвития рекомендует направить запросы не менее чем 5 поставщикам, которые исполняли подобные контракты в течение последних 3 лет.

3. Размещение запросов цен на товары в ЕИС (до того как она будет введена, запросы необходимо размещать на сайте госзакупок).

Калькулятор для расчета НМЦК с коэффициентом вариации

После того как вы получили коммерческие предложения от поставщиков, используйте наш калькулятор.

Как рассчитать цену?

В рекомендациях Минэкономразвития (п. 3.21) указана формула, по которой производится расчет цены:

где НМЦК рын – начальная максимальная цена контракта, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

v – количество закупаемого товара;

n – количество значений, используемых в расчете;

i – номер источника ценовой информации;

Цi – цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих условий поставок товаров, определяемых в соответствии с пунктом 3.17 рекомендаций.

Стоит учесть, что предпочтительно использовать для расчета приблизительно одинаковые цены, то есть однородные цены. Чтобы определить однородность цен, необходимо прибегнуть к формуле, указанной в п. 3.20 рекомендаций. Коэффициент по данной формуле не должен быть больше 33%.

Обратите внимание, что при использовании в расчетах цен, которые применялись более шести месяцев назад до расчета цены, придется корректировать данные цены с применением коэффициента, который рассчитывается в соответствии с п. 3.18 рекомендаций.

Кроме того, при расчете цены необходимо ориентироваться на те коммерческие предложения, которые максимально сходны с условиями закупки, в противном случае придется применять коэффициенты и индексы для перерасчета цен с учетом различий (п. 3.

17 рекомендаций).

Учитывая вышеизложенное, в качестве поиска информации по ценам целесообразным представляется направление запросов поставщикам. В этом случае поставщики будут указывать цены уже с учетом условий, которые подлежат включению в контракт.

Пример расчета:

ДОУ необходимо закупить 10 столов для письма. По запрошенной информации от поставщиков поступили следующие ценовые предложения по идентичным товарам (столам) с одинаковыми условиями поставки:

Поставщик 1 – 3500 рублей.

Поставщик 2 – 3650 рублей.

Поставщик 3 – 3860 рублей.

Расчет общей цены производится следующим образом: Общее количество закупаемого товара (10) делится на общее количество ценовых предложений (3) и умножается на общую сумму ценовых предложений.

10/3*(3500+3650+3860)=36700 рублей

Как оформить обоснование цены?

Закон не предусматривает каких-либо обязательных требований к оформлению расчета. Информацию о расчете цены можно включить в текст контракта либо оформить в виде приложения к нему.

При этом документы (оригиналы), снимки с экрана компьютера (скриншот), на котором отражена информация с соответствующих сайтов или реквизиты документов, по которым составлялся расчет, нужно хранить вместе с остальными документами о закупке.

Примерная форма обоснования цены установлена в Приложении № 1 к рекомендациям.

Как сформировать отчет с обоснованием цены?

Это можно сделать с помощью бесплатной версии программы “Эконом-Эксперт”. Скачать программу можно здесь.

Ирина Добрынина, юрист

:

P.S. Ваш лайк вдохновляет нас на новые статьи.

Источник: https://parta1.com/blog/11948.html

Избегайте типичных ошибок при обосновании НМЦК | Контур.Закупки

Как проверить тарифный метод обоснования цены

Недавно мы рассказали об обзоре основных ошибок в закупках, которые выявляются Казначейством. Многие из них связаны с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта. Сегодня раскроем эту тему более подробно.

Как известно, есть 5 методов обоснования НМЦК (приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567). Этот список не является исчерпывающим — заказчик может применять свой метод, если обоснует такую необходимость. Выбрать метод и использовать его нужно правильно, иначе контролеры из ФК посчитают это нарушением.

Чаще всего при обосновании НМЦК заказчики допускают ошибки трех типов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Неправильный выбор метода обоснования

Выбор метода напрямую связан с тем, что заказчик собирается закупить. Приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Однако было бы ошибочно применять его, скажем, при закупке коммунальных услуг, ведь для них установлены тарифы.

Перед выбором метода нужно провести тщательный анализ объекта закупки. Если у проверяющих возникнут вопросы к методу обоснования цены, закупку могут отменить.

Иногда заказчики допускают и вовсе глупые ошибки. Так случилось в закупке работ по капитальному ремонту — заказчик попросту не обосновал НМЦК. Между тем для таких закупок существует специальный метод — проектно-сметный.

А вот еще один пример неправильного выбора методы: в закупке по ремонту водопроводных систем цена обоснована рыночным методом. Контролеры, а вслед за ними и суд, установили, что это неверно. Метод анализа рынка не может определить реальную стоимость ремонтных работ. Нужно было применять проектно-сметный метод.

Таблица в конце статьи подскажет, как правильно выбрать метод обоснования НМЦК.

Неверно собраны данные о ценах

Но мало правильно выбрать метод — нужно его верно применить. Для каждого из них установлены свои правила в части сбора информации о цене объекта закупки. Нередко заказчики эти правила нарушают.

Например, метод анализа рынка основывается на получении информации о ценах на идентичные однородные объектов.

Минэкономразвития в своих рекомендациях говорит о необходимости запросить цену как минимум у пяти поставщиков таких объектов. Затем данные подвергаются анализу по определенному алгоритму.

Если же запросить информацию у меньшего количество поставщиков на конкурентном рынке, это посчитают нарушением.

Запрашивая цены, нужно максимально подробно описать объект закупки. Если упустить какие-то характеристики, проверяющие могут посчитать, что поставщикам предоставлена неполная информация.

Следовательно, предложенные ими цены могут быть неактуальными. Такие случаи в практике Казначейства были. Например, в одной закупке заказчик не указал в запросе коммерческого предложения порядок поставки товара, оплаты, формирования цены, а также условия гарантии.

В ФК посчитали, что на полученные цены опираться нельзя.

При применении нормативного метода информацию о предельных ценах нужно брать в ЕИС. При применении проектно-сметного метода берется сметная стоимости из проектной документации.

Для запроса цены выбраны ненадежные поставщики

Заказчик не может нести ответственность за то, что поставщик прислал нереальные цены. Но он должен приложить все усилия, чтобы выбрать авторитетных поставщиков.

В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития, они должны обладать опытом по поставке нужного товара.

Был случай, когда заказчик этим пренебрег и в итоге рассчитал НМЦК по липовому предложению поставщика, не имеющего отношения к объекту закупки.

У контролеров могут возникнуть претензии, если заказчик формально подойдет к выбору. Поэтому лучше провести хотя бы минимально возможную проверку добросовестности поставщиков. На сайте Налоговой службы есть сервис по предоставлению выписки из реестра юридических лиц, а также множество полезных ссылок для проверки.

Узнайте, является ли поставщик, чье предложение вы рассматриваете, действующей организацией, не находится ли он на стадии ликвидации или в процессе банкротства. Посмотрите по ОКВЭД, действительно ли он занимается заявленной деятельностью. Все это убедит проверяющих, что к выбору поставщиков вы подошли серьезно.

Таблица. Когда применять тот или иной метод обоснования НМЦК

Название методаКогда применять
Метод сопоставимых рыночных цен (метод анализа рынка) Приоритетный метод. Применяется на хорошо развитых рынках, где есть не менее 5 поставщиков
Нормативный метод Для объектов, для которых установлены предельные цены (статья 19 закона 44-ФЗ)
Тарифный метод Для объектов, в отношении стоимости которых установлены тарифы
Проектно-сметный метод При закупке строительных и ремонтных работ, контрактов на реконструкцию, работ по сохранению объектов культурного наследия
Затратный метод Если остальные методы применить невозможно или их нужно дополнить
Иной метод Когда вышеперечисленные методы не подходят. Требуется обоснование

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/izbegajte-tipichnyx-oshibok-pri-obosnovanii-nmck/

Вопрос цены. Методы определения и обоснование НМЦК (ст. 22)

Как проверить тарифный метод обоснования цены

Цена контракта определяется на этапе планирования закупки и внесения её в План-график. Для конкурсных процедур это будет начальная (максимальная) цена контракта, для прямых закупок – цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Закон предлагает нам пять методов определения цены контракта. При проведении закупки обязательно использовать хотя бы один метод, возможно использование двух и более методов одновременно. Итак:

1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) – таким методом мы пользуемся не только в работе, но и в жизни.

Например, решили купить что-то. В одном магазине посмотрели, в другом, в третьем. Особо дотошные – и десяток вариантов исследуют. И выбрали там, где дешевле или где скидка больше и цена в итоге меньше. Вот и в госзаказе почти так. Это способ определения цены самый распространенный и почти всегда удобный в работе.

Министерство экономического развития РФ настоятельно рекомендует в своём Приказе от 2 октября 2013 года поступать так: брать несколько источников цены (не меньше трёх, лучше пять), рассчитать по формуле среднюю (по формуле!!!! а не (1 рубль + 1 рубль + 1 рубль) разделить на 3 источника равно в среднем 1 рубль) и вывести НМЦК планируемой закупки. Потом уже от этой НМЦК участники закупки будут торговаться и в итоге контракт будет заключен возможно по другой цене.

2. Нормативный метод – здесь мы вернемся к разбору статьи 19 Закона о контрактной системе, материал можно посмотреть по ссылке. И обязательно вспомним о Постановлении Правительства РФ от 02.09.2015 №927. Заказчики, руководствуясь этим нормативным документом, ограничивают себе предельную цену тех или иных товаров, работ и услуг.

Пример: Руководитель решил обновить офисные кресла для своих сотрудников. Не будем вдаваться в судьбу старых кресел, а разберемся, как нам закупить новые.

В организации внутренним приказом о нормировании в закупках установлено, что в отделе возможно наличие четырех офисных кресел ценой до 12 000 рублей. Поставщики предоставили коммерческие предложения на приобретение офисных кресел.

КП№1 – 8981 рубль; КП №2 – 12 750 рублей; КП №3 -11 675 рублей, КП №4 – 10 777 рублей за кресло соответственно. Руководствуясь внутренним приказом, берем к расчету КП №1, №3 и №4 и считаем НМЦК для 4х кресел по формуле.

По итогам расчетов получаем, что НМЦК четырех кресел должна быть равна 41 910 рублям 67 копейкам. Два метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта в действии.

3. Тарифный метод – тут всё просто – государство установило тариф на определенный вид товара, работы, услуги.

Мы берём это тариф, умножаем на количество предполагаемых услуг и получаем цену контракта. Такой метод особенно распространён при заключении контрактов на оказание коммунальных услуг.

Не забывайте к контракту (документации) приложить копию нормативного акта с обоснованием тарифа.

4. Проектно-сметный метод – Закон четко устанавливает в каких случаях этим методом нам предстоит пользоваться – строительство и ремонты.

Когда Заказчик планирует проведение ремонтных работ (не важно капитальный или текущий), необходимо составить смету на выполнение этих работ.

В смете будет четко прописано какие работы необходимо выполнить, сколько материалов уйдет на выполнение, какие дополнительные затраты включены в работы.

Если в процессе электронного аукциона (конкурса) цена контракта снижается, то в смете делается запись “По итогам электронного аукциона №000000 стоимость сметы составляет 100 рублей 00 копеек”.

Эта запись скрепляется подписями уполномоченных представителей Заказчика и Подрядчика.

А вот уже в отчетных документах КС-2 и КС-3 стоимость работ и материалов должна быть указана с учетом процента падения при торгах и равняться стоимости работ указанной в смете.

5. Если при расчете НМЦК ни один из вышеперечисленных методов вам не подходит, то стоит использовать затратный метод.

Он заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта как возможной суммы произведенных затрат и прибыли обычной в данной сфере деятельности. Как правило, этот метод используют при закупке научно-изыскательских работ.

Также Закон разрешает использовать иной метод, если из пяти выше перечисленных ни один не подходит для обоснования цены контракта. В этом случае в обосновании цены необходимо объяснить, почему ни один из пяти методов не подходит.

Обоснование цены

Для обоснования цены необходимо использовать коммерческие предложения Поставщиков, информацию из сети Интернет или информацию из ЕИС (реестры закупок и реестры контрактов).

При обосновании и расчете НМЦК необходимо учитывать показатели идентичности и однородности приобретаемых товаров, работ и услуг.

Идентичные товары – с одинаковыми характеристиками, однородные – с различными характеристиками, но очень схожие между собой.

Понятие однородности товаров легко понять на примере лекарственных препаратов: одно и то же действующее вещество в таблетках выпускается разными производителями, размер и цвет упаковки может отличаться, но суть лекарства остается та же.

Идентичность легко объяснить на примере одежды – черная зимняя куртка с двумя карманами идентичная другой черной зимней куртке с тремя карманами. То есть различие в характеристиках настолько незначительно, что, по сути, на функционал предмета не влияет.

Удачных вам закупок, коллеги!

Нормативная база:

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 195-ФЗ;

Источник: https://good-tender.ru/razbor/631-vopros-tseny-metody-opredeleniya-i-obosnovanie-tseny-kontrakta-st-22

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

Как проверить тарифный метод обоснования цены

НМЦК определяется при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурсПри любом размереНе менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукционБолее 3 млн руб.Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менееНе менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировокСвыше 250 тыс. руб.Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб.Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложенийПри любом размереНе позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

Группа товаров (работ, услуг) Признаки Особенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22 Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики)При определении идентичности могут учитываться:
  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги (ч. 13 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходовИдентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными (ч. 14 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемымиПри определении однородности товаров учитываются:

  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
Однородные работы (услуги), не являющиеся идентичными (ч. 15 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемымиПри определении однородности работ (услуг) учитываются:
  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации.

     В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.

  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

     Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.

  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.

  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1519

Определение нмцк. проектно-сметный метод

Как проверить тарифный метод обоснования цены

Согласно пункта 1 статьи 22 Закона о контрактной системе в области Госзакупок, а также Методических рекомендаций по определению НМЦК, цены контракта, заключаемого с исполнителем, подрядчиком, поставщиком, утверждённым приказом №567 Минэкономразвития РФ от 2 октября 2013 года, необходимо применять следующие методы определения начальной максимальной цены контракта:

  1. Метод анализа рынка (сопоставимые рыночные цены), который основывается в определении НМЦК, с использованием данных о рыночных ценах на однородные или идентичные работы (услуги, товары). Для этого производится сбор ценовой информации, и последующий расчет НМЦК в соответствии с формулой, закреплённой в пункте 3.21 методических рекомендаций Минэкономразвития РФ. Этот способ является приоритетным, согласно пункта 3.2 Методических рекомендаций при определении НМЦК.
  2. Нормативный метод. Этот метод состоит из использования предельных цен.
  3. Тарифный метод. Этот метод применяется, в том случае, когда закупаемые работы (услуги, товары), регулируются государством.
  4. Проектно-сметный метод, состоит в применении при расчете НМЦК сметных норм. Этот метод мы будем рассматривать далее, более подробно.
  5. Затратный метод. Этот метод использует при расчете НМЦК, и представляет собой калькуляцию необходимых трат и заложения в расчет обычно получаемой прибыли.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НМЦК ПРОЕКТНО-СМЕТНЫМ МЕТОДОМ

Проектно-сметный метод расчета НМЦК используют наиболее часто применяют для расчета НМЦК при закупках в строительной сфере. Закон 44-ФЗ, предусматривает проектно-сметный метод определения НМЦК в частях 9 и 9.1 статьи 22. Не на все виды строительных материалов, работ, услуг разрешается рассчитывать НМЦК этим методом.

Контрактная служба, занимающаяся закупкой строительных работ, должна разбираться, в каких случаях необходимо применять проектно-сметный метод, а в каких необходимо выбрать другой способ определения НМЦК.

Проектно-сметный метод стоит использовать:

При строительстве зданий, сооружений, других объектов капстроительства.

При реконструкции и капитальном ремонте зданий, сооружений.

При выполнении работ по сохранению памятников истории, культуры, объектов культурного наследия.

При текущем ремонте помещений, зданий, сооружений.

На услуги по техническому надзору, авторскому надзору, научно-методическому руководству, проектно-сметный метод согласно 44-ФЗ не применяется.

Это положение установлено в ч. 9. Ст.22 Закона о контрактной системе.

Проектно-сметный метод применяется при определении НМЦК, при закупке работ по текущему ремонту строений, зданий, помещений и сооружений, в том числе дорог.

При этом рассчитывать НМЦК для самих проектно-сметных работ, инженерных изысканий с использованием этого метода нельзя, согласно части 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

Рассчитывать начальную максимальную цену контракта следует в соответствии с VI разделом Методических рекомендация Минэкономразвития за № 567, от 02. 10. 2013 года.

Согласно этим рекомендациям, при использовании любого метода определения НМЦК, требуется обоснование.

При расчете НМЦК проектно-сметным методом, контрактная служба должна обратится к сметным нормативам, к смете, составленной с помощью норм с

Указанием названий использованных сметных нормативов, и методик, перечисленных в федеральном реестре, или методик и нормативных актов региональных органов исполнительной власти.

Сметная стоимость определяется в соответствии с методикой МДС 81-35.3004 года, которая утверждена постановлением Госстроя РФ, 05.03. 2004 года, за №15/1.

Можно пользоваться нормами строительных работ, реставрационных работ, и правилами региональных и федеральных государственных органов.

В случае оплаты строительства, технического перевооружения или реконструкции из федерального бюджета, следует провести Государственную экспертизу проектно-сметной документации и удостоверится в правильности определения стоимости.

При этом необходимо воспользоваться нормами пункта 6.2 МН постановления правительства РФ от 18.05. 2009 за № 427.

«о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы российской федерации, средств юридических  лиц, созданных российской федерацией, субъектами российской федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ

Согласно п. 6.1 МР при определении начальной максимальной цены контракта, основанием определения НМЦК, в строительстве является проектная документация, содержащая в своём составе сметную стоимость работ и цены материалов, используемых при выполнении этих работ.

В РФ, создан и ведется федеральный реестр сметных нормативов, который и используется для определения начальной максимальной цены контракта, при строительстве зданий, при капитальном и текущем ремонте.

Этот реестр состоит из следующих разделов:

Государственные сметные нормативы (сметные нормы), в составе которых находятся справочники базовых цен на виды строительных работ, отраслевые сметные нормы, в которые входят нормативы применяемые в отраслях экономики, территориальные сметные нормы, в состав которых в свою очередь входят территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы регионов Российской Федерации, прочие разъяснительные и информационные документы.

Так как основные базовые сметные нормы были составлены в разные годы, для их применения используются индексы изменения сметной стоимости, устанавливаемые Минстроем РФ.

Результат расчета НМЦК оформляется должным образом и отражается в план-графике закупок, извещении о проведении закупки, в составе аукционной или конкурсной документации.

В КАКОЙ ФОРМЕ СЛЕДУЕТ ОФОРМЛЯТЬ РАСЧЕТ НМЦК (НАЧАЛЬНОЙ МАКСИМАЛЬНОЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА) ПО 44-ФЗ?

44-ФЗ, не регламентирует форму расчета НМЦК, но мы рекомендуем применять форму, рекомендованную Приложением к Методическим рекомендациям, во избежание споров с контролирующими органами.

ИНФОРМАЦИЯ, УКАЗЫВАЕМАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ОБОСНОВАНИЯ НМЦК.

  1. Указывается наименование объекта закупки и его общие характеристики.
  2. Указывается метод обоснования начальной максимальной цены контракта
  3. Указываются документы, а также их реквизиты, которые были использованы при расчете НМЦК.
  4. Непосредственный расчет начальной максимальной цены контракта.
  5. Дата составления обоснования НМЦК.

КТО ПРОИЗВОДИТ РАСЧЕТ НМЦК.

Расчет НМЦК производит контрактная служба заказчика.

СРОКИ ДЛЯ РАСЧЕТА НМЦК.

Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг такой срок не устанавливает.

ОТ 12 ДЕКАБРЯ 2017 Г. N 24-01-09/82766

Источник: https://44fzrf.ru/opredelenie-nmtsk-proektno-smetnyiy-metod/

Финансист тут
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: