О критериях оценки налоговых рисков

Содержание
  1. Самостоятельные критерии оценки риска налоговой проверки
  2. Критерии самостоятельной оценки рисков
  3. Риск выездной налоговой проверки
  4. Критерии рисков выездной налоговой проверки
  5. Высокие налоговые риски
  6. Снижение количества выездных налоговых проверок
  7. Проверки малого бизнеса
  8. Если проверка пришла
  9. Концепция планирования выездных налоговых проверок
  10. Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки
  11. Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок
  12. Обновлены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок
  13. Налоговые проверки: опубликованы новые данные для самостоятельной оценки рисков
  14. 12 критериев риска налоговой проверки
  15. Уведомление о наличии налоговых рисков
  16. Что не запрещено — разрешено
  17. Весточка от ревизора
  18. Алгоритм действий
  19. Критерии налогового риска — Эльба
  20. Для чего проводят налоговые проверки?
  21. Какие бывают виды налоговых проверок?
  22. Можно ли избежать выездных проверок?
  23. Для всех ИП и ООО
  24. Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО
  25. Для плательщиков НДС
  26. Только для ОСНО
  27. Выводы
  28. Риск выездной налоговой проверки — Право на vc.ru
  29. Критерии рисков выездной налоговой проверки
  30. Высокие налоговые риски
  31. Снижение количества выездных налоговых проверок
  32. Проверки малого бизнеса
  33. Если проверка пришла
  34. Выводы
  35. ​​Налоговые риски
  36. Суть проблемы
  37. Классификация налоговых рисков
  38. Критерии оценки налоговых рисков
  39. Управление налоговыми рисками

Самостоятельные критерии оценки риска налоговой проверки

О критериях оценки налоговых рисков

Узнать, насколько велики шансы проведения выездной налоговой проверки, компания может самостоятельно на основании показателей, разработанных ФНС.

Критерии общедоступны, но разобраться в них не просто. Поэтому фирма «1С» решила автоматизировать этот процесс. О том, как с помощью «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.

0 проверить, насколько вероятна налоговая проверка, читайте в материале экспертов 1С.

Чтобы оценить вероятность выездной налоговой проверки, нужно проанализировать 12 показателей, которые содержатся в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.

2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

О том, что проверка в ближайшее время возможна, просигнализирует, к примеру, низкий уровень (по сравнению со средним по отрасли) налоговой нагрузки предприятия, наличие убытков в отчетности, внушительные суммы налоговых вычетов по НДС, маленькая средняя заработная плата, частая смена налоговых инспекций и др.

Как видите, показателей, нуждающихся в анализе, много, и такая работа займет много человеко-часов. Упростить процесс самостоятельной оценки рисков поможет новый отчет Оценка рисков налоговой проверки, который появился в конфигурации «1С:Бухгалтерия предприятия 8» ред. 3.0. Найти его можно через раздел Отчеты в группе Анализ учета (рис. 1).

Рис. 1. «Оценка рисков налоговой проверки» в «Отчетах»

После открытия формы отчеты нужно выбрать период, который вы хотите проанализировать и нажать на кнопку Выполнить проверку. Программа выдаст вам результат (рис. 2).

Рис. 2. Результат проверки

В отчете результат оценки по каждому из критериев сопровождается пиктограммой одного из трех цветов.

Зеленый цвет показывает, что критерий выдержан, то есть риск налоговой проверки непосредственно по этому критерию отсутствует; желтый – что отсутствуют данные для сравнения (определения критерия); красный – что критерий не выдержан и по данному параметру может быть назначена налоговая проверка (рис. 3, 4).

Рис. 3. Расшифровка показателя, анализирующего уровень вычета по НДС

Рис. 4. Детализация показателя рентабельности

Результаты отчета основываются на информации базы данных и уже созданных ранее регламентированных отчетах. Если такие отчеты еще не сформированы, это можно сделать непосредственно из отчета Оценка риска налоговой проверки.

Учтите, что для формирования полноценного отчета, то есть для сравнения данных за несколько периодов, в информационной базе должны быть сведения соответствующих периодов.

К примеру, чтобы получить достоверный отчет за 2014 год, необходимы данные за 2013 год.

При использовании данного отчета следует иметь в виду, что его алгоритм отвечает критериям, определенным в вышеуказанном нормативном документе, но при этом не является стопроцентным индикатором того, что проверка будет назначена.

То же можно сказать и об обратной ситуации, когда все проверенные пункты соответствуют критериям.

Данные отчета – это всего лишь ориентир для бухгалтера и руководителя, диагностика данных хозяйственной жизни организации и не служит гарантией назначения или не назначения выездной налоговой проверки.

Критерии самостоятельной оценки рисков

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.

Как отмечено в Концепции, систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по пункту 12 Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:

  • исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
  • уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств).

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме — приложение N 5 к Приказу.

Риск выездной налоговой проверки

Их ровно 12. Как месяцев в году или как стульев в романе Ильфа и Петрова. Двенадцать критериев, которые оценивают налоговые органы, решая к кому же из налогоплательщиков прийти с выездной налоговой проверкой. В статье расскажем, какие компании рискуют нарваться на нее и как самостоятельно можно оценить риски.

Критерии рисков выездной налоговой проверки

Налоговая не скрывает по каким критериям они оценивают ООО и ИП, чтобы назначить выездную проверку. Для предупреждения налогоплательщиков она выпустила Приказ от N ММ-3-06/[email protected], в котором указаны эти критерии:

Последний пункт сам по себе не ясен, поэтому мы хотим рассказать что это за риски.

Высокие налоговые риски

ИФНС может посчитать, что вы работаете с повышенным риском, если вы не осуществляете проверку своих поставщиков и покупателей.

То есть вы должны всегда проявлять должную осмотрительность, как любят говорить налоговые инспекторы. Это значит, вы должны проверять своих контрагентов — запрашивать у них уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и прочее.

Делается проверка для того, чтобы исключить работу с фирмами-однодневками и мошенниками.

Снижение количества выездных налоговых проверок

С каждым годом налоговая проверяет все меньшее число компаний. Но подождите радоваться. Это связано с тем, что с проверкой инспекторы выезжают к тем компаниям, которые наиболее рискованно ведут бизнес.

Система построена таким образом, что предпроверочный анализ деятельности ведется непрерывно, поэтому налоговая знает к кому выезжать, чтобы доначислить налоги наверняка.

Кстати, средний размер доначислений при выездной проверке — несколько десятков миллионов рублей.

Читайте так же:  Пени по земельному налогу какой счет

Проверки малого бизнеса

Проверяют ли малый бизнес? Конечно! Камеральные проверки отчетности проходят постоянно.

Налоговая часто присылает требования с просьбой пояснить, что и откуда берется, почему применяется пониженный тариф и так далее.

На все требования и запросы налоговой отвечать просто необходимо, потому что, если грамотно отвечать на вопросы инспекторов, то и риск выездной проверки значительно снижается!

Если проверка пришла

Можно ли не пускать инспекторов, которые явились для проведения выездной проверки? Можно, но тогда налоговая сама вправе определить сумму налогов, которую налогоплательщик должен уплатить по тем сведениям, что у нее есть.

При налоговой проверке мы рекомендуем не спорить с проверяющими, но и не пытаться угодить им любой ценой.

Еще — по возможности ограничить общение проверяющих с персоналом, не посвященным во все аспекты деятельности, и показывать только запрашиваемые документы.

Если бы компании не знали, как налоговая отбирает их для проведения выездной проверки, то работать было бы гораздо сложнее. Но ИФНС предупредила налогоплательщиков и указала на то, как выбираются эти «счастливчики».

Зная моменты, на которые нужно обратить внимание, вы можете спокойно вести деятельность, если эти критерии не про вас. Мы в свою очередь всегда предупредим и постараемся снизить риски до минимума на сколько это зависит от нас.

Но если проверка все таки пришла, то от штрафов скорее всего не отвертеться. И тут задача бухгалтера стоит в том, чтобы штрафы эти свести к минимуму.

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Провести выездную налоговую проверку (далее – ВНП) налоговики могут абсолютно в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя. Однако дело это затратное, требующее немалого количества времени. Поэтому контролирующие органы приходят с ВНП в первую очередь к тем, чья деятельность вызывает вопросы.

Еще в 2007 году ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (п. 1 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] ).

В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика.

Концепцией определены также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Напомним, что период выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 2 месяца, но может быть продлен до 4 месяцев, в а некоторых случаях – и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]):

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд. 4 Концепции, утв.

Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]):

Обновлены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет является одним из критериев, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Теперь налоговый орган может не учитывать 2008 год в числе этих 2 лет, при условии, что налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется соответствующая информация и подтверждающие документы, предоставленные налогоплательщиком.

Добавлены показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности для 2008 и 2009 годов.

Дополнен перечень показателей рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности — добавлены данные для 2008 и 2009 годов.

Налоговые проверки: опубликованы новые данные для самостоятельной оценки рисков

ФНС внесла в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок данные за 2017 год.

Напомним, применяемая налоговыми органами Концепция планирования выездных налоговых проверок основана на открытом подходе к отбору налогоплательщиков для проведения налогового контроля.

Этот подход предполагает, что отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок осуществляется по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных проверок.

[3]

Соответственно, самостоятельная оценка рисков налогоплательщиком на основе публикуемых ФНС данных и своевременное уточнение налоговых обязательств поможет избежать выездной налоговой проверки.

Теперь в концепцию внесены значения среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности за 2017 год.

Читайте так же:  Налоговый вычет при оплате ипотеки

Указанное обновление значений ФНС осуществляет ежегодно.

12 критериев риска налоговой проверки

Источник: https://upbizn.ru/samostoyatelnye-kriterii-otsenki-riska-nalogovoj-proverki/

Уведомление о наличии налоговых рисков

О критериях оценки налоговых рисков

Каждая компания может получить из инспекции Уведомление о наличии налоговых рисков. Сразу же встает вопрос: что делать после того, как бумага пришла, и нужно ли на нее отвечать?

Для начала важно понять, что собой представляет, так называемый налоговый риск. Кстати в Налоговом Кодексе такое понятие не встречается. Однако термин «добросовестность» в Кодексе тоже отсутствует, но юристы хорошо знают, что значит вдруг оказаться недобросовестным в арбитражном процессе.

Выражение «налоговый риск» широко используется в Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@). В документе также отсутствует четкое определение этого словосочетания, зато приведены двенадцать критериев для самостоятельной оценки налоговых рисков. Кратко расскажу о них.

Первое: налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Уровень нагрузки рассчитывают фискалы отдельно по каждой отрасли.

Второе: отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких периодов.

Третье: отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период (составляет 89 процентов и более за 12 месяцев).

Четвертое: опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Пятое: выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Средний доход работников рассчитывается органами статистики отдельно по каждому субъекту.

Шестое: неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы. Опасным является приближение к 5 процентам.

Седьмое: отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Этот показатель составляет 83 процента.

Восьмое: построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без деловой цели.

Девятое: непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Десятое: неоднократное снятие с учета и постановка на учет в инспекциях в связи с изменением места нахождения.

Одиннадцатое: значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы. «Значительность» составляет 10 процентов.

И, наконец, двенадцатое: ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. В первую очередь, речь идет о так называемых «однодневках».

Этот список, в свою очередь, порождает больше вопросов, чем ответов. Большинство критериев имеют весьма «размытое» и оценочное значение, и при желании для каждой фирмы можно найти пару-тройку подобных показателей. Кроме того, они могут меняться.

Что не запрещено — разрешено

В экономике действует универсальное правило, которое гласит: «все, что не запрещено, разрешено». Закона, обязывающего загонять бизнес в какие-то критерии, попросту нет, также как отсутствует и ответственность за несоответствие им. Так что и последствий правовых быть не должно.

Таким образом, смысл Концепции сводится, в том числе, к тому, чтобы защитить налоговые органы от обвинений в предвзятости при выборе объекта для проверки.

Тем более что большинство проверяемых предприятий в действительности определенному количеству критериев соответствуют. Попытка же искусственно соблюдать их может повлечь полный крах для бизнеса.

Однако инспекторы могут размышлять иначе, и тогда появляется уведомление о наличии налоговых рисков.

Весточка от ревизора

Форма и содержание такого уведомления законодательно не предусмотрены, что дает налоговикам большие возможности для творчества.

Как правило, бумага содержит в себе указание на несоответствие компании тем или иным критериям и завершается просьбой дать соответствующие пояснения либо явиться в инспекцию. Если такой просьбы нет, то уведомление можно, в принципе, игнорировать.

Если же она содержится, то пояснения лучше дать. При этом важно помнить, что несоответствие какому-либо критерию не только не образует правонарушения, не влечет никакой ответственности, но и является обычной деловой практикой.

Например, зарплата в организации ниже средней, но так ведь средняя зарплата складывается из зарплат, которые выше и ниже статистического уровня. Резкий же рост расходов можно объяснить новым направлением в бизнесе.

ВАЖНО

Ревизорам нужно дать подробные пояснения по всем указанным рискам, желательно, с приложением большого количества бумаг. Тем самым достигается две цели.

Во-первых, вы показываете, что организация является действующей и добросовестной, всегда готовой к сотрудничеству с чиновниками.

Во-вторых, инспекция, после анализа ответа, может отложить или в принципе отменить выездную проверку, переключив свое внимание на более проблемную фирму.

Тем не менее, уведомление в ряде случаев имеет и еще одну цель. По сути, данная бумага может являться ненавязчивым предложением заплатить побольше налогов.

Неудивительно, что такие письма приходят в конце отчетного периода или сразу за уплатой сборов (тогда инспекция желает увидеть уточненную декларацию).

Принимать такие приложения или отклонять их, решать может только руководитель компании.

ВАЖНО

Важно помнить, что простое игнорирование инспекции значительно увеличивает шансы на последующую выездную проверку, тем более, что инспекторы уже собрали необходимую для ее начала информацию и дело осталось за малым.

Алгоритм действий

Таким образом, вырисовывается четкая последовательность действий, которые необходимо совершить компании, чтобы минимизировать негативные последствия в ситуации, которая вполне может закончиться выездной проверкой, влекущей существенные доначисления.

Во-первых, нужно сделать финансовый анализ. Необходимо определить, сколько вы платите налогов, и решить, стоит ли платить больше без ущерба для организации. Важно принять принципиальное решение, готова ли компания снижать свои налоговые риски путем увеличения суммы платежей в бюджет.

Дальше нужно подготовить ответ на уведомление. Стоит заверить чиновников, что вы все поняли и планируете в будущем избегать любых рисков, предприняв для этого соответствующие меры.

Дать конкретные советы вам вряд ли поучится, учитывая, насколько индивидуальна ситуация в каждой организации. Тем не менее вы можете сослаться, как на внешние факторы, так и на особенности конкретной компании.

Чем более подробным будет ответ, тем лучше. Желательно приложить к нему как можно больше документов.

Алгоритмы быстрого решения практических ситуаций для бухгалтера

Уникальный выпуск, где вы найдете четкие и понятные схемы и инструкции по организации работы бухгалтерии.
Узнайте больше >>

После этого требуется проверить своих контрагентов, хотя бы основных, собрать по ним выписки из ЕГРЮЛ и учредительные документы. Чиновники тоже не смогут проверить всех ваших партнеров, поэтому акцент будет делаться на тех, по которым можно доначислить максимальную сумму. Возможно, по результатам проверки от некоторых придется отказаться, чтобы не дискредитировать свою компанию.

После необходимо провести анализ схем работы с партнерами, особенно, с теми, на которых могут обратить внимание ревизоры. Возможно, что-то придется изменить и от чего-то также отказаться.

Далее нужно привести в порядок документы, часть из них придется восстановить, часть – запросить у деловых партнеров. И в заключение, проверьте состояние активов организации. Вполне возможно, что придется как-то их обезопасить.

Желательно управиться со всем этим за месяц и не терять время попусту. Это тот срок, который потребуется ревизорам, чтобы принять решение о том, что делать с компанией дальше. В любом случае к этому времени компания должна максимально приготовиться к проведению в стенах ее офиса выездной ревизии (www.buhgalteria.ru)

Источник: http://lawedication.com/blog/2013/10/31/uvedomlenie-o-nalichii-nalogovyx-riskov/

Критерии налогового риска — Эльба

О критериях оценки налоговых рисков

Проверки — головная боль для предпринимателя: они грозят штрафами и доначислениями налогов. В статье разберем, какие бывают виды проверок, можно ли их предупредить и как понять, что вы рискуете внезапной встречей с сотрудниками налоговой.  

Для чего проводят налоговые проверки?

Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

Можно ли избежать выездных проверок?

Налоговая не тратит время на компании, которые ведут себя законопослушно. Если честно платить налоги и сдавать отчётность без ошибок — вряд ли вами заинтересуются.

Предпринимателям, которые только начали вести бизнес, тоже не о чём переживать. С новой компании пока что нечего взять. Да и зачем налоговой торопиться: срок давности по налоговым нарушениям — три года. Инспекторам выгоднее искать нарушения сразу за несколько лет.

На 100% от проверок не застрахован никто. Чтобы подсчитать риск «нарваться» на выездную проверку, изучите приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В приложении №2 к этому приказу перечислены критерии, которые помогают предпринимателям самим себя проверить.

Для всех ИП и ООО

  1. Низкая налоговая нагрузка. Её считают по простой формуле: сумму уплаченных налогов делят на выручку и умножают на 100%. Полученный результат сравнивают со средними показателями по конкретной отрасли. Эти данные в открытом доступе можно найти на сайте налоговой.

    Если результат заметно ниже среднеотраслевого, то вы на один шаг ближе к налоговой проверке.

    К примеру, у вас небольшая гостиница. За год выручили 1 200 000 руб., заплатили 140 000 налогов. Налоговая нагрузка = (140000/1200000)*100% = 11,6%.

    Это выше средней налоговой нагрузки по сфере гостиничного бизнеса: она составляет 9,5%. Поэтому беспокоиться не о чем.

  2. Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней.  Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  3. Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  4. Уровень зарплат сотрудников ниже среднего по отрасли в вашем регионе. Среднеотраслевые данные можно посмотреть на сайте Росстата. Почему этот фактор так важен? Он может означать, что компания платит часть зарплаты в конверте, поэтому экономит на налогах и взносах за сотрудников.
  5. Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.

    Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%.

    Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ.

    Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.

     

Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

  1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов. — только для основы и усн расходы
  2. Опережающий темп роста расходов над доходами.

    Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений.

    — как налоговая узнает? Посмотреть декларацию на расходах

  3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей.

    Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога. — опять для расходов

Для плательщиков НДС

  1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета.

    Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.

  2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин.

    Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.

  3.  Ведение деятельности с высокими налоговыми рисками.

    Налоговая разделяет плательщиков на три категории: с низкими, средними и высокими рисками. Высокий риск означает, что компания похожа на однодневку: возможно, она участвует в схемах по уменьшению НДС. Критерии налоговая приводит на сайте, в п. 12 Приложения №2. Среди них, например отсутствие информации о компании и отказ руководителя от общения.

     

    Иметь дело с проблемными контрагентами — тоже плохо. Налоговая будет подозревать, что вы участвуете в схемах. Поэтому проверяйте компанию перед тем, как заключать сделку.

Только для ОСНО

  1. Низкий уровень рентабельности. Актуально для компаний на ОСНО. Для контроля берут показатели рентабельности продаж и активов по отрасли.

    Если они на 10 и более процентов ниже, у налоговой возникает подозрение о намеренном занижении дохода на прибыль.

    Расчет рентабельности по разным видам ОКВЭД указан в приложении №4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Выводы

  1. Критерии налоговой — чек-лист, который поможет оценить риск налоговой проверки.
  2. Если ваш бизнес подходит под несколько критериев — постарайтесь выйти из зоны риска в текущем году. Проверьте сведения, которые подали в налоговую раньше. Ошибки исправьте корректирующими отчётами.  Это поможет компании не попасть в план проверок.

Статья актуальна на 13.02.2019

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/1313/criterion

Риск выездной налоговой проверки — Право на vc.ru

О критериях оценки налоговых рисков

Их ровно 12. Как месяцев в году или стульев в романе Ильфа и Петрова. Двенадцать критериев, которые оценивают налоговые органы, решая, к кому же из налогоплательщиков прийти с выездной налоговой проверкой. В статье расскажем, какие компании рискуют нарваться на неё и как самостоятельно можно оценить риски.

Критерии рисков выездной налоговой проверки

Налоговая не скрывает, по каким критериям оценивает ООО и ИП, чтобы назначить выездную проверку. Для предупреждения налогоплательщиков она выпустила Приказ от N ММ-3-06/333@, в котором указаны эти критерии:

  • Вы платите меньше налогов, чем в среднем платят компании с видами деятельности, как у вас. Показатель налоговой нагрузки рассчитывается так: сумму всех налогов, которые уплатили за год, нужно поделить на сумму доходов за этот год. Потом сравнить это число со средним (его можно найти на сайте налоговой). Если ниже среднего — вы в зоне риска.
  • По балансу у вас убытки больше двух лет подряд.
  • Доля вычетов по налогу выше показателей, которые ИФНС считает нормой. По НДС эту норму налоговая публикует каждый год в виде безопасной доли вычета.
  • Расходы по отчётности растут быстрее, чем доходы.
  • Выплата низких зарплат. Размер зарплаты сравнивают со средним по рынку. Также основание для выездной проверки могут быть жалобы граждан о выплате серых зарплат.
  • Приближение некоторых значений к предельным, которые лишают права применения специального режима. Это, к примеру, когда сумма доходов за год приближается к значению 150 млн рублей, а вы применяете УСН. Порог применения — 150 млн рублей. Если приблизились — вы в зоне риска. Также это может быть приближение к порогу в 100 сотрудников или доле уставного капитала других юридических лиц 25% от общей доли.
  • Доходы и расходы ИП за год почти одинаковые. Это подозрительно для налоговой. Если вы не получаете прибыль, то зачем тогда вы работаете?
  • Цепочки контрагентов без обоснованной выгоды. То есть ввод дополнительных «прокладок» — компаний, которые выступают агентами, комиссионерами, посредниками.
  • Вы не представляете налоговой документы, которые она запрашивает, и не отвечаете на её запросы, когда она просит предоставить пояснения.
  • Неоднократная смена компанией юридического адреса, что ведёт к смене налоговой инспекции. К примеру, когда за год ООО меняет адрес дважды и более раз, она переходит под контроль то одной инспекции, то другой, и следить за такой компанией труднее.
  • Уровень рентабельности по отчётности сильно отличается от уровня рентабельности, который указан в сведениях статистики для этого вида деятельности. Что такое рентабельность? Это соотношение прибыли к активам. Когда активы компании внушительные, а прибыль низкая в сравнении с аналогичными предприятиями, то это вызывает подозрения со стороны контролирующих органов.
  • Работа налогоплательщика построена таким образом, что присутствуют высокие налоговые риски.

Последний пункт сам по себе неясен, поэтому мы хотим рассказать, что это за риски.

Высокие налоговые риски

ИФНС может посчитать, что вы работаете с повышенным риском, если вы не осуществляете проверку своих поставщиков и покупателей. То есть вы должны всегда проявлять должную осмотрительность, как любят говорить налоговые инспекторы.

Это значит, вы должны проверять своих контрагентов — запрашивать у них уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и прочее. Делается проверка для того, чтобы исключить работу с фирмами-однодневками и мошенниками.

Снижение количества выездных налоговых проверок

С каждым годом налоговая проверяет всё меньшее число компаний. Но подождите радоваться. Это связано с тем, что с проверкой инспекторы выезжают к тем компаниям, которые наиболее рискованно ведут бизнес.

Система построена таким образом, что предпроверочный анализ деятельности ведётся непрерывно, поэтому налоговая знает, к кому выезжать, чтобы доначислить налоги наверняка. Кстати, средний размер доначислений при выездной проверке — несколько десятков миллионов рублей.

Проверки малого бизнеса

Проверяют ли малый бизнес? Конечно! Камеральные проверки отчётности проходят постоянно. Налоговая часто присылает требования с просьбой пояснить, что и откуда берётся, почему применяется пониженный тариф и так далее.

На все требования и запросы налоговой отвечать просто необходимо, потому что, если грамотно отвечать на вопросы инспекторов, то и риск выездной проверки значительно снижается!

Если проверка пришла

Можно ли не пускать инспекторов, которые явились для проведения выездной проверки? Можно, но тогда налоговая сама вправе определить сумму налогов, которую налогоплательщик должен уплатить по тем сведениям, что у неё есть.

При налоговой проверке мы рекомендуем не спорить с проверяющими, но и не пытаться угодить им любой ценой. Ещё — по возможности ограничить общение проверяющих с персоналом, непосвящённым во все аспекты деятельности, и показывать только запрашиваемые документы.

Выводы

Если бы компании не знали, как налоговая отбирает их для проведения выездной проверки, то работать было бы гораздо сложнее. Но ИФНС предупредила налогоплательщиков и указала на то, как выбираются эти «счастливчики». Зная моменты, на которые нужно обратить внимание, вы можете спокойно вести деятельность, если эти критерии не про вас.

Мы в свою очередь всегда предупредим и постараемся снизить риски до минимума, насколько это зависит от нас. Но если проверка всё-таки пришла, то от штрафов, скорее всего, не отвертеться. И тут задача бухгалтера стоит в том, чтобы эти штрафы свести к минимуму.

P.S. Некоторые опытные бухгалтеры на больших предприятиях на этот случай имеют заготовленные «ошибки», которые и «позволяют» найти налоговикам. Но это уже совсем другая история…

Источник: https://vc.ru/legal/59859-risk-vyezdnoy-nalogovoy-proverki

​​Налоговые риски

О критериях оценки налоговых рисков

02.12.

2019

Под риском подразумевают вероятность убытка организации, который может произойти при неэффективной внутренней политике и различных неблагоприятных событиях, связанных с фискальными взаимоотношениями между компанией и государственной системой.

Неблагоприятное правовое последствие с финансовой потерей может возникнуть при неоднозначном и некорректном налогообложении. Частным случаем является использование предприятием серых схем, которые ведут к ответственности и санкциям.

Суть проблемы

Риск налогового типа или сокращенно НР чаще всего возникает из-за желания экономии на фискальном обременении.

Получается, что предприятие или предприниматель в связи с заинтересованностью в меньшем государственном сборе нарушает определенные правила.

Но такой момент не всегда происходит из-за умышленного и самостоятельного решения. Есть ряд факторов НР, которые могут повлиять на неактуальность базы налогообложения:

  • безграмотность субъекта в финансовой и правовой сфере;
  • действующее законодательство получило неправильную форму трактовки;
  • фискальные нормы и ряд правил по налогообложению имеют двойственность;
  • не была получена информация о внесении изменений в правовую базу;
  • ошибки технического характера;
  • контрагенты имеют недобросовестность, что влияет на всю систему в целом.

Если было выявлено нарушение, то субъект попадает под наблюдение ФНС, в частности инициируются выездные проверки, которые позволяют оценить все риски на месте.

Причинами возникновения рисков могут быть различные действия, в том числе незаконные. Среди них:

  • контрагенты были выбраны без предварительной проверки;
  • сотрудники оформлялись в качестве ИП и получали гражданско-правовой договор;
  • используются офшоры в виде нелегальных схем или специальных компаний;
  • было произведено незаконное раздробление бизнеса;
  • персонал оказался арендован, то есть с ними не были заключены соответствующие договоры для отсутствия дополнительных выплат;
  • использование ТЦО.

НР при заключении договора могут возникать, если было преднамеренное включение в перечень контрагентов сомнительного лица или не проводилась достаточная проверка информации о партнере. В обоих случаях ответственность будет возложена на лицо, которое является налогоплательщиком. Этот момент зафиксирован в приказе ФНС РФ № ММ-3-06333.

Факторы, определяющие налоговые риски

Для устранения НР при совершении сделок на договорной основе потребуется выполнять несколько правил:

  • сбор полноценных данных по деятельности партнера в виде пакета документов, а не устных рекомендаций;
  • процедура согласования условий проводится с наличием доказательств выполнения соглашения и реальности сделки;
  • с помощью документов подтверждается выбор контрагента на основе обоснованности и приведения сведений о ценах и иных факторах;
  • все условия с оплатой, отсрочками и штрафами должны иметь обоснование и быть включены в раскрытой форме в договор.

Если партнер нарушает договоренности, то налогоплательщик будет иметь на руках доказательства с указанием попытки взыскать сумму ущерба.

Читать так же:  Виды и сроки отчётности в 2020 году

Если контрагент признается проблемным, а сделка имеет сомнительную форму, то ФНС исключает данные о ней из указанного обязательства.

Приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333

Классификация налоговых рисков

Есть несколько классификаций НР. Для предприятия они могут быть по виду:

  • внутренними и внешними;
  • предсказуемыми и непредсказуемыми;
  • систематические и несистематические.

Существует три временные группы, которые соответствуют времени возникновения:

  • до начала проверки ФНС, то есть до момента спорной ситуации из-за действий контрагентов или ошибок в оформлении операции из хозяйственной деятельности;
  • в период контрольного мероприятия был выявлен ряд нарушений. Контрольным мероприятием может быть ревизия камерального или выездного характера;
  • подведение итогов проверки. Спор возникает между налоговой службой и субъектом, что фиксируется в специальном акте.

Имеется три основания, по которым производят деление:

  • субъект, обладающий рисками;
  • последствие вероятностного характера;
  • причина появления или образования.

Также выделяют группы, проявляющие на определенном этапе спора с налоговой службой:

  • информационная. Этот тип определен недостаточным уровнем информированности или неполноценным законодательным регулированием взаимоотношений субъектов, а также его отсутствием. Примером может служить вычет НДС, если счет-фактура заверяется подписью ИП факсимильного характера, так как нет четких отражений такого момента в актах законодательного и судебного типа;
  • процессуальная. В ней отражен недостаточный уровень регулирования финансового процесса, который производится при деятельности коммерческого типа и может быть образован в результате нарушений норм, правил, сроков, относящихся к налоговой форме. Примером служит несвоевременность предоставлений деклараций по доходности субъекта в результате его прямой или вторичной деятельности;
  • окружающая, включающая в себя моменты, проявляющиеся при неравнозначном восприятии норм и правил госструктурой и налогоплательщиком. Например, НС может наложить ответственность на организацию уже после истечения установленного срока, так как период после нарушения уже прошел. Это вызывает различные конфликтные ситуации;
  • репутационная, которая связана с оценкой компании в целом. Любые нарушения и зафиксированные разногласия с НС ведут к снижению доверия со стороны инвесторов и клиентов.

Критерии оценки налоговых рисков

Анализ и оценка предприятия и его убытков фискального типа имеет установленные критерии. Согласно этому перечню можно провести самостоятельную проверку, которая позволит избежать штрафных санкций. Перечень критериев согласно Приказу ФНС № ММ-3-06/333 отражается в отсутствии:

  • факта взаимоотношений между контрагентами и иными лицами при сделках с помощью договора или соглашения;
  • документов, которые подтверждают права и полномочия руководства или законных представителей;
  • госрегистрации контрагентов в ФНС, что подтверждается специальными свидетельствами;
  • фактов в документальной форме, что контрагент ведет деятельность финансово-хозяйственного типа;
  • экономического обоснования при ценообразовании;
  • обоснования рассрочки или отложенного платежа;
  • реального воздействия по взысканию долга в соответствии с договором;
  • процентной ставки или обеспечения по займу, а также их заниженный уровень.Негативные последствия налоговых рисков

По той же структуре устанавливают факт наличия:

  • низкого уровня нагрузки фискального характера по сравнению с аналогичным субъектом в установленной сфере деятельности;
  • финансовой потери, которая отражена в отчетах за несколько лет;
  • большого вычета по НДС;
  • рост затрат и расходов при остановке или значительном сокращении доходности;
  • оплаты труда ниже среднего значения по региону или сфере;
  • близости к границам критерия, что дает право на спецрежим;
  • высокого уровня затрат на фоне уменьшения подоходного налога при основной деятельности;
  • необоснованного числа третьих лиц в виде посредников при различных сделках;
  • сокрытия информации при налоговом контроле в результате действий или бездействия;
  • периодической смены мест для постановки на учет;
  • невысокой рентабельности относительно аналогичных предприятий в регионе.

Читать так же:  Как рассчитать налоговую нагрузку

Указанные критерии применяются к лицам, имеющим любые режимы налогообложения. Также требуется помнить, что при определенных условиях ФНС будет вынуждена произвести проверку организации. К таким условиям могут относиться использование услуг контрагента, который находится под подозрением у НС в результате нарушений или имеет плохую репутацию.

Управление налоговыми рисками

НР можно управлять. Для этого используются специальные правила, а также учитывают рекомендации ФНС.

Основные моменты процесса управления:

  • организация работы сделок только с тем, контрагентом, который был полностью проверен;
  • всегда выполнять ряд правил, которые установлены действующим законодательством, и не выходить за их рамки при определении налоговой базы и требуемой суммы;
  • соответствие показателям, который считают приемлемыми для определенной сферы деятельности и налогообложения;
  • систематический анализ с проверкой результата и деятельности на соответствие требованиям.

В первую очередь для того, чтобы избежать различные отрицательные последствия, связанные с НР, требуется создать специальный контрольный орган на предприятии, который будет учитывать все возможные последствия и более эффективно контролировать ситуацию.

Также потребуется учесть все рекомендации от налоговой службы:

  • отсутствие сделок с сомнительным характером;
  • отказ от услуг подозрительной компании или контрагента;
  • проверка всех будущих партнеров;
  • документальное оформление любой операции с выполнением обязательных требований;
  • отслеживание изменений и дополнений в налоговом законодательстве РФ;
  • разработка своей системы управления НР.

Еще одним важным моментом считают необходимость постоянного повышения квалификации работников бухучета, что позволяет избегать большинства неправильных заполнений и технических ошибок.

НР подразумевают собой возможные отрицательные последствия для компании при невыполнении или неправильном трактовании законодательных норм, что приводит к неверному расчету налоговой базы. Для устранения таких моментов требуется выполнять все рекомендации налоговой и не нарушать правила, установленные законодательной базой.

Источник: https://zakonoved.su/nalogovye-riski-sut.html

Финансист тут
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: