Об ответственности налогового агента за неправомерное неудержание или неперечисление налога в установленный срок

Содержание
  1. Штраф за неудержание НДФЛ налоговым агентом
  2. Налоговая ответственность
  3. Пени за несвоевременную уплату
  4. Если НДФЛ удержать невозможно
  5. Ответственность налогового агента за представление отчетности по НДФЛ с пропуском срока или недостоверными сведениями
  6. — Какую ответственность предусматривает Налоговый кодекс за непредставление налоговым агентом отчетности по НДФЛ?
  7. — Если окажется, что представленные налоговым агентом сведения недостоверны?
  8. — Что относится к недостоверным сведениям?
  9. — Недостоверными могут оказаться и сведения в справке 2-НДФЛ?
  10. — Предусмотрена ли ответственность за неправильное заполнение налоговым агентом документа, например, расчета по форме 6-НДФЛ?
  11. — Влияет ли на привлечение к ответственности то обстоятельство, что представление недостоверных сведений не привело к неуплате НДФЛ?
  12. — При каких условиях налоговый агент может быть освобожден от ответственности за представление недостоверных сведений?
  13. — Когда должны быть совершены такие действия?
  14. — Применяется ли освобождение, если налоговая инспекция направила налоговому агенту требования о представлении пояснений?
  15. — Может ли налоговый агент быть привлечен к ответственности по статье 126.1 НК РФ в случае, если в представляемых им в налоговый орган справках 2-НДФЛ и (или) в приложении № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не будут указаны ИНН физических лиц — получателей дохода?
  16. — А если неверно был указан ИНН налогоплательщика?

Штраф за неудержание НДФЛ налоговым агентом

Об ответственности налогового агента за неправомерное неудержание или неперечисление налога в установленный срок

› Штраф

25.12.2019

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса российские организации и индивидуальные предприниматели в отношении всех доходов налогоплательщиков-физлиц, источником которых они являются, признаются налоговыми агентами по НДФЛ.

Исключением являются лишь доходы физлиц, налог с которых рассчитывается и уплачивается по отдельным правилам, установленным ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса.

Статус налогового агента подразумевает выполнение налоговым агентом определенных обязанностей, неисполнение которых влечет за собой налоговую ответственность.

Налоговая ответственность

Обязанности налогового агента по НДФЛ подразумевают, что он должен исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК).
Исчисляется НДФЛ ежемесячно нарастающим итогом по всем доходам работника, облагаемым по ставке 13, которые начислены с начала налогового периода (п. п. 1, 3 ст. 210, ст. 216 НК).

При этом предусмотрен зачет налога, удержанного за предыдущие месяцы (п. п. 2, 3 ст. 226 НК). Вместе с тем удержанию НДФЛ подлежит непосредственно из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате (абз. 1 п. 4 ст. 226 НК).

Учитывая, что в общем случае датой фактического получения дохода в целях НДФЛ признается день их выплаты (перечисления на счет) в денежной форме и передачи в натуральной форме, по сути, исчислять налог необходимо при каждой выплате дохода (п. 1 ст. 223 НК).

Тем более что перечислить НДФЛ в бюджет налоговый агент обязан не позднее дня фактического получения в банке наличных денег на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщиков либо по их поручениям на счета третьих лиц в банках (абз. 1 п. 6 ст. 226 НК).

Отдельно по каждой сумме дохода НДФЛ рассчитывается также с выплат, облагаемых по иным ставкам, помимо ставки 13 процентов (п. 3 ст. 226 НК). Невыполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 123 Налогового кодекса.

Если быть точнее, то данной нормой установлены штрафные санкции за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) сумм налога в установленный срок. Однако, очевидно, что неисчисление НДФЛ влечет за собой его неудержание и, как следствие, неуплату.

Размер санкций в данном случае составляет 20 процентов от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Обратите внимание! Налоговые инспекторы вправе привлечь налогового агента к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса в том числе до окончания налогового периода, которым, если говорить об НДФЛ, признается год.

К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 5 июля 2011 г. N 1051/11. Как подчеркнули судьи, обязанности налогового агента в части сроков удержания и перечисления в бюджет НДФЛ предусмотрены ст.

226 Кодекса и не связаны с окончанием налогового периода.

Следует отметить, что в арбитражной практике есть примеры решений, в которых судьи указывают, что налоговики не вправе привлечь налогового агента к ответственности, если НДФЛ уплачен им в более поздние сроки, на дату начала выездной проверки уже перечислен в полном объеме (Постановления ФАС Московского округа от 5 апреля 2011 г.

N КА-А40/1966-11, ФАС Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А32-15885/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 апреля 2008 г. N А19-13815/07-41-Ф02-1664/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 г. N Ф04-643/2009(48-А45-46)).

Однако необходимо учитывать, что во всех них рассматривались периоды, когда действовала прежняя редакция ст. 123 Налогового кодекса, которая устанавливала ответственность лишь за неперечисление (неполное перечисление) налога, но не за уплату его в более поздние сроки.

Однако согласно действующей редакции данной статьи, вступившей в силу 2 сентября 2010 г., штрафные санкции, предусмотренные ею, применяются в том числе в случае неперечисления налога в установленный срок. Что же касается представителей ФНС, то эксперты налогового ведомства и ранее настаивали, что ответственность по ст.

123 Налогового кодекса подлежит применению и при несвоевременной уплате налога, подлежащего удержанию налоговым агентом, в бюджет (Письмо ФНС России от 26 февраля 2007 г. N 04-1-02/145@).

Пени за несвоевременную уплату

Уплата налога в более поздние сроки, чем предусмотрено законодательством, как предусмотрено ст. 75 Налогового кодекса, помимо прочего чревата для налогоплательщика уплатой пени за каждый день просрочки. Между тем согласно п. 7 данной статьи установленные ею правила распространяются также на налоговых агентов.

Причем сумма пеней может быть взыскана с налогового агента даже в том случае, когда НДФЛ им с доходов физлица по тем или иным причинам не удержан, то есть за счет собственных средств агента (Постановления Президиума ВАС РФ от 12 января 2010 г. N 12000/09, от 22 мая 2007 г. N 16499/06, Письмо ФНС России от 25 июля 2006 г.

N ВЕ-6-04/728@).

Обратите внимание! Уплата НДФЛ за счет собственных средств налогового агента прямо запрещена п. 9 ст. 226 Налогового кодекса.

В связи с этим взыскать с налогового агента налог, не удержанный им у налогоплательщика, налоговики не вправе (Постановления ФАС Поволжского округа от 23 июля 2009 г. N А57-5229/2008, ФАС Московского округа от 28 июля 2009 г. N КА-А40/6948-09).

Однако по этой же причине налоговые инспекторы не признают обязанности налогового агента исполненными, если НДФЛ им перечислен за счет собственных средств.

При этом, как следует из Письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22690, в случае уплаты налоговым агентом причитающихся сумм налогов в более поздние сроки пени подлежат начислению в целом по организации (предпринимателю) с учетом даты получения дохода каждого физического лица и сроков удержания НДФЛ по каждому физическому лицу.

Здесь необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 230 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физлицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, а также исчисленных и удержанных сумм налогов в регистрах налогового учета по каждому налогоплательщику.

Вполне понятно, что в отсутствие такого учета рассчитать сумму пеней довольно проблематично, но не невозможно. При этом следует помнить, что в данном случае вступает в права также ст.

120 Кодекса, которой предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (Письмо ФНС России от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22690).

В зависимости от тяжести правонарушения меры взыскания по ст. 120 Налогового кодекса разнятся. Так, если грубое нарушение правил учета допущено в рамках одного налогового периода, то сумма штрафа составит 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК).

Те же деяния, растянувшиеся более чем на один налоговый период, уже грозят санкциями в размере 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК).

Ну и, наконец, если они повлекли за собой занижение налоговой базы, то величина штрафа будет зависеть от суммы не уплаченного в бюджет налога (20 процентов, но не менее 40 000 руб.) (п. 3 ст. 120 НК).

Если НДФЛ удержать невозможно

Источник: https://buhgalter-rostova.ru/shtraf/shtraf-za-neuderzhanie-ndfl-nalogovym-agentom.html

Ответственность налогового агента за представление отчетности по НДФЛ с пропуском срока или недостоверными сведениями

Об ответственности налогового агента за неправомерное неудержание или неперечисление налога в установленный срок

07.11.2017

действительный государственный советник РФ 3 класса

В настоящее время продолжает формироваться практика применения новых составов правонарушений, связанных с привлечением налогового агента к ответственности за пропуск срока представления расчета по форме 6-НДФЛ, а также за представление документов, содержащих недостоверные сведения. Некоторым вопросам ответственности налоговых агентов посвящено интервью с экспертом.

— Какую ответственность предусматривает Налоговый кодекс за непредставление налоговым агентом отчетности по НДФЛ?

С 2016 года ответственность налогового агента дифференцирована в зависимости от вида непредставленного документа. Самостоятельными статьями НК РФ установлены санкции:

  • за непредставление в установленный срок документов (сведений), обязанность представления которых установлена НК РФ (штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ — 200 рублей за документ, например, за непредставление справки 2-НДФЛ);
  • за непредставление в установленный срок расчета сумм НДФЛ как отдельного документа (штраф по пункту 1.2 статьи 126 НК РФ —  от 1000 рублей);
  • за представление недостоверных документов — штраф по статье 126.1 НК РФ 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения;
  • за непредставление в установленный срок сведений, отказ от представления документов по запросам налогового органа — штраф 10 000 рублей (пункт 2 статьи 126 НК РФ).

Обратим внимание, что при наличии соответствующих оснований указанная ответственность (за исключением ответственности за непредставление расчета сумм НДФЛ) касается всех налоговых агентов, а не только агентов по НДФЛ.

Иными словами, просрочка на один день будет влечь штраф 1000 рублей, просрочка на один месяц и один день — 2000 рублей и т.д.

В целях исчисления продолжительности такой просрочки учитывается срок от даты, следующей за установленной НК РФ датой представления расчета, по дату его фактического представления в налоговый орган.

— Если окажется, что представленные налоговым агентом сведения недостоверны?

Представление налоговым агентом налоговому органу предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями наказывается штрафом. Штраф составляет 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения (статья 126.1 НК РФ). Речь идет о составляемых налоговым агентом документах налоговой отчетности, налоговых регистрах.

Для привлечения к ответственности не имеет значения, представлен документ налоговым агентом в рамках исполнения им положений части второй НК РФ или в ответ на требование налогового органа в порядке статей 93, 93.1 НК РФ.

Привлечение к ответственности по статье 126.1 НК РФ возможно только при условии фактического получения документа налоговым органом.

На возможность привлечения к ответственности не влияет факт представления налоговым агентом документа досрочно (до истечения срока его представления, установленного НК РФ).

Представление налоговым агентом документа с пропуском срока и при том, что такой документ содержит недостоверные сведения, будет влечь ответственность за каждое правонарушение отдельно.

— Что относится к недостоверным сведениям?

Недостоверными, то есть не соответствующими действительности, могут оказаться любые сведения, отраженные в соответствующих реквизитах формы отчетности (письмо ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515).
Примерами таких сведений являются:

  • арифметические ошибки;
  • искажение суммовых показателей;
  • ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные).

Ответственность может наступать не только, когда налоговый агент подменил дату, внес иные исправления в документ, но и первоначально составил его не в соответствии с имеющимися фактическими данными.

— Недостоверными могут оказаться и сведения в справке 2-НДФЛ?

Ответственность по статье 126.1 НК РФ может наступать в случае представления налоговым агентом в налоговые органы любых предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями, включая и справки 2-НДФЛ.

Статья 126.1 НК РФ применяется в отношении действий, совершенных с 1 января 2016 года, и охватывает случаи выявления налоговым органом недостоверных сведений в документах, представленных начиная с 2016 года, в том числе, в уточненных документах, представленных налоговым агентом за периоды, предшествующие 2016 году.

— Предусмотрена ли ответственность за неправильное заполнение налоговым агентом документа, например, расчета по форме 6-НДФЛ?

Вопрос о квалификации деяний налогового агента при неполном или неправильном заполнении расчета сумм НДФЛ зависит от конкретных обстоятельств.

Когда в расчете налоговый агент указал неполную информацию о суммах начисленных и выплаченных физическим лицам доходов, то представление такого расчета может влечь применение ответственности по статье 126.1 НК РФ.

При этом за несоблюдение порядка заполнения расчета, предположим, когда при отсутствии значения по суммовым показателям вместо ноля поставлен прочерк, ответственность не применяется.

— Влияет ли на привлечение к ответственности то обстоятельство, что представление недостоверных сведений не привело к неуплате НДФЛ?

Непосредственно в статье 126.1 НК РФ последствия представления недостоверных сведений — привело это к неудержанию суммы налога или нет, не указаны.

Вместе с тем, если недостоверность сведений не стала причиной невозможности для налогового органа идентифицировать налогоплательщика, вид и размер выплаченного дохода, то привлечение к ответственности неправомерно.

Объективной стороной правонарушения является представление документов, содержащих недостоверные сведения, если указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ, привести к нарушению прав физических лиц. Об этом сказано в решении ФНС России от 22.12.2016 № СА-4-9/24731, вынесенном по жалобе налогового агента.

При применении данного подхода неправильное указание в документе даты получения дохода, кода дохода, отражение в документе доходов, освобождаемых от налогообложения, не должно являться основанием для привлечения к ответственности.

— При каких условиях налоговый агент может быть освобожден от ответственности за представление недостоверных сведений?

Освобождение от ответственности за представленные недостоверные сведения применяется в случае самостоятельного выявления налоговым агентом ошибок и представления налоговому органу уточненных документов (пункт 2 статьи 126.1 НК РФ).

Для освобождения от ответственности по статье 126.1 НК РФ уплаты налога, пени не требуется.

— Когда должны быть совершены такие действия?

Такие действия должны быть совершены до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных документах сведений.

Момент обнаружения налоговым органом правонарушения может определяться как составление налоговым органом акта по итогам выездной или камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ), составление акта в порядке пункта 1 статьи 101.4 НК РФ.

Напомню, что справки 2-НДФЛ декларацией (расчетом) не являются и камеральной проверке не подлежат. Соответственно недостоверность сведений в этом документе может выявляться в рамках выездной проверки или вне рамок камеральной и выездной проверки в пределах трехгодичного срока давности привлечения к ответственности.

— Применяется ли освобождение, если налоговая инспекция направила налоговому агенту требования о представлении пояснений?

ФНС трактует положения пункта 2 статьи 126.1 НК РФ таким образом, что сам факт направления налоговым органом налоговому агенту требования о представлении пояснений по представленному документу, с указанием выявленных ошибок и противоречий, не позволяет применить освобождение от ответственности (письмо ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/13012).

На мой взгляд, данная трактовка не в полной мере соответствует выработанному правоприменительной практикой подходу к освобождению от ответственности лица, представившего уточненную декларацию (расчет) в порядке статьи 81 НК РФ.

Налоговый орган может указывать в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках, которые носят предполагаемый характер.

Налоговый агент, получивший требование о представлении пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган, в которых указаны выявленные налоговым органом ошибки и противоречия, вправе подать уточненные сведения и претендовать на освобождение от ответственности на основании пункта 2 статьи 126.1 НК РФ.

Другое дело, если в составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки, то есть, когда очевидность нарушения сомнений не вызывает. В этом случае налоговому агенту, представившему уточненный расчет, корректирующую справку, рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ).

— Может ли налоговый агент быть привлечен к ответственности по статье 126.1 НК РФ в случае, если в представляемых им в налоговый орган справках 2-НДФЛ и (или) в приложении № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не будут указаны ИНН физических лиц — получателей дохода?

Обязанность представления физическим лицом налоговому агенту свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, в котором указан присвоенный ему ИНН, НК РФ не предусмотрена. С учетом пункта 7 статьи 84 НК РФ физические лица вправе использовать вместо ИНН свои персональные данные.

Согласно Приказу ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ в форме 2-НДФЛ в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается ИНН — физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

Аналогичные положения отражены в порядке заполнения Приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов» (Приказ ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).

В форматах представления указанных форм налоговой отчетности таблицы, посвященные персональным данным физического лица — получателя доходов, предусматривают, что такой элемент как ИНН физического лица не относится к обязательным. То есть, данный элемент (совокупность наименования элемента и его значения) в файле обмена может отсутствовать.

Отсутствие у налогового агента сведений об ИНН физического лица — получателя дохода, в том числе по причине неполучения налогоплательщиком ИНН, не может являться основанием для отказа в принятии отчетности налоговым органом.

При незаполнении поля «ИНН в Российской Федерации» налоговый орган сформирует протокол приема сведений с типом сообщения налоговому агенту «Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России».

Однако сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений) будут считаться прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему (письмо ФНС России от 06.09.2017 № БС-4-11/17753@).

Иными словами, незаполнение показателей об ИНН физического лица — получателя дохода нарушением не является.

— А если неверно был указан ИНН налогоплательщика?

Источник: https://taxcom.ru/about/news/unreliable-ndfl-and-responsibility/

Финансист тут
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: