Права и обязанности детей занятие с детьми в дуу

Содержание
  1. Права ребенка в детском саду: защита прав детей в доу
  2. Законодательная база о правах воспитанника ДОУ
  3. На что могут претендовать дети в ДОУ
  4. Зачисление в ДОУ
  5. Права детей после зачисления в ДОУ
  6. Права на обеспечение образования и условий для развития творческих способностей
  7. Право на игры отдых и релаксацию
  8. Права на жизнь и здоровье
  9. Право на обеспечение защиты от проявления жестокого обращения
  10. Права на защиту интересов и нужд детей
  11. Примеры нарушения прав
  12. Действия родителей при нарушении прав детей в ДОУ
  13. Беседы с другими родителями
  14. Ролевые игры дома
  15. Кукольный театр
  16. Наблюдение
  17. Действия при нарушении прав дошкольников
  18. Заключение
  19. Права ребенка в детском саду, обязанности родителей по новому закону об образовании 2020 года
  20. Юридические возможности детей
  21. Законодательная база
  22. Право на жизнь
  23. Здоровье
  24. Основные права ребенка в детском саду
  25. Как узнать о нарушении прав ребенка в садике
  26. Ребенок без прививок в детском саду
  27. Посещение музыкальных занятий и физкультуры, режим дня
  28. Основные обязанности родителей
  29. Правила общения с персоналом
  30. Какие права у ребенка в детском саду?
  31. Основные права в детском саду
  32. Психологический комфорт
  33. Конфликты в детском саду
  34. Если нет прививок
  35. Группа пребывания в садике
  36. Опоздавший ребенок
  37. Кружки и секции в дневное время
  38. Имеют ли право родители забирать ребенка из сада до дневного сна?
  39. Сколько дней подряд детсадовец может находиться дома и не посещать садик?
  40. Имеет ли право детский сад выставлять требование о том, что должен уметь ребенок, идущий в садик?
  41. Защита прав в детском саду
  42. Правовое воспитание в детском саду
  43. Права ребенка в детском саду: когда они нарушаются и что делать в такой ситуации родителям?
  44. Права ребенка в ДОУ
  45. Право на образование
  46. Право на игру
  47. Право на здоровье и жизнь
  48. Право на защиту от жестокого обращения
  49. Право на защиту нужд и интересов дошкольника
  50. Право на качественное питание
  51. Примеры нарушения права
  52. Что делать родителям, если права их ребенка нарушаются?
  53. Темы мероприятий по правовому воспитанию
  54. Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе
  55. Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе
  56. Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы
  57. Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах
  58. Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов
  59. Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Права ребенка в детском саду: защита прав детей в доу

Права и обязанности детей занятие с детьми в дуу

У каждого маленького гражданина, включая дошкольников, есть права и государственные гарантии.

Бывает так, что права ребёнка в детском саду могут быть нарушены, и нарушители остаются безнаказанными по причине отсутствия жалоб со стороны детей.

Но, ведь они вследствие возраста не способны постоять за себя. Это могут и обязаны сделать родители или лица, их заменяющие, руководствуясь действующим законодательством РФ.

Законодательная база о правах воспитанника ДОУ

Важнейшими законами, документами, обеспечивающими права детей, являются:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах детишек, принятая ООН;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в РФ»;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • Ряд административных документов, инструкций.

Статья 3 Конвенции ООН определяет первоочерёдность обеспечения интересов детей. Подчёркивается важность здравоохранения, безопасности, а также пригодности персонала.

Особое внимание уделяется защите детей от насилия всех видов, грубого обращения (ст.19), об ориентации образования на личностное развитие каждого, поддержку талантов, способностей умственных, физических (ст.29), недопустимости жестокости, унижения по отношению к детям (ст.37).

ФЗ «Об основных гарантиях…» подробно освещает вопросы бесплатной медицинской помощи, обеспечения охраны здоровья (ст.10, 12).

Предусмотрены государственные гарантии защиты детей от негативных факторов, воздействующих на здоровье, развитие (интеллектуальное, физическое, психическое).

На что могут претендовать дети в ДОУ

Посещающий детское учреждение маленький гражданин обладает правами, первое из которых – право зачисления.

Зачисление в ДОУ

Дети имеют законное право посещать ДОУ, при этом место законодательно должно быть представлено властью.

Каждый из родителей при зачислении малыша имеет право получить интересующую его информацию о квалификации воспитателей, правилах распорядка, проводимых занятиях. Поэтому до устройства в детский сад рекомендуется:

  • чтение отзывов в сети интернет;
  • предварительные посещения;
  • беседы с родителями;
  • общение с представителями персонала.
  • В договоре, заключаемом родителями с ДОУ, определён круг обязанностей и прав родителей.

Права детей после зачисления в ДОУ

Главные права ребёнка в ДОУ, обеспеченные государством, можно разделить на группы.

Права на обеспечение образования и условий для развития творческих способностей

Сотрудники дошкольного учреждения, кроме режимных моментов, игр, прогулок, обеспечивают проведение развивающих занятий, способствующих их умственному развитию.

С этой целью для дошкольных государственных учреждений рекомендованы Федеральные образовательные стандарты, разрабатываются специальные образовательные программы.

Важно! Отсутствие систематических развивающих занятий в ДОУ – нарушение прав детей.

«Закон об образовании РФ» обучение в рамках дошкольных учреждений классифицирует как первую ступень начального образования (пятый принцип среди 10 основных).

Развивая детей по общим программам, важно сохранять их индивидуальность, что освещает статья 8 «Конвенции…». Поэтому при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям, выявляются их таланты, способности.

Право на игры отдых и релаксацию

Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Посредством её развиваются творческие, интеллектуальные способности детей, совершенствуются навыки общения.

Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества.

Занятия должны сменяться отдыхом, развлечениями с учётом настроения, пожеланий детей. Недопустимо состояние сильной усталости, напряжения.

Права на жизнь и здоровье

Это основная законодательная гарантия, на которой основываются все остальные. Для её обеспечения разрабатываются целые системы мероприятий, правила соблюдения техники безопасности, многочисленные инструкции, рекомендации.

Дети должны быть обеспечены своевременным медицинским наблюдением. Охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, право на оздоровление гарантирует закон «Об основных гарантиях…», статьи 10, 12.

Право на обеспечение защиты от проявления жестокого обращения

Совершенно не допускаются унижения, оскорбления, незаслуженные наказания, угрозы.

Неприемлемо рукоприкладство, насилие (не только физическое, но и эмоциональное, сексуальное). Этот вопрос освещён в статьях 19, 37 «Конвенции…».

Права на защиту интересов и нужд детей

Для защиты круга нужд, интересов воспитанников ДОУ рекомендуется соблюдение принципов:

  • постоянное внимание персонала к детям;
  • психологический комфорт;
  • соответствие нормам питания, оборудования, материалов, средств гигиены;
  • позитивный микроклимат детского учреждения.

Психологический комфорт предполагает приближение уровня комфортности к домашнему, исключение психологического насилия, унижений. Родители имеют право присутствия на открытых занятиях, мероприятиях.

Качественное питание должно быть полноценным. Родители вправе ежедневно знакомиться с меню, порциями, нормами, интересоваться качеством продуктов.

Примеры нарушения прав

Необходимо знать, какие права у ребёнка в детском саду неоднократно нарушаются и уметь правильно реагировать, отстаивать их.

  1. Посещать детский сад вправе каждый из детей. Неправомерно отказать в месте в ДОУ маленькому гражданину страны при отсутствии регистрации по месту жительства.
  2. Не вправе администрация отказать в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок. Родители могут вовсе отказаться от прививания малыша.
  3. Не имеют права сотрудники запретить детям посещение физкультурных, музыкальных занятий при отсутствии формы. Ведь правила ношения формы всего лишь рекомендация, прописанная в уставе, но не закон.
  4. По внутренним правилам строго регламентируется лишь время приёма. Опоздавших детей имеют право не принять. Но забрать малыша из сада родители вправе в любой период, можно и до обеда. Главное, чтобы это происходило не позднее установленного времени.
  5. Договор регламентирует, на какое время сохраняется место при непосещении детского учреждения (70-90 дней). На протяжении данного периода при наличии заявления от родителей, администрация сада не имеет права отчислить воспитанника.
  6. Неправомерны никакие условия при приёме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу лишь с помощью взрослых).

О любых действиях сотрудников детского учреждения можно проконсультироваться на предмет их правомерности. При уверенности в нарушении прав дошкольника, родителям необходимо принять меры, их восстанавливающие.

Действия родителей при нарушении прав детей в ДОУ

Во-первых, необходимо убедиться, что права нарушены. Как это сделать?

Дети склонны фантазировать, и на прямой вопрос: «Ласкова ли Марья Ивановна?», могут сочинить настоящую сказку с войной и привидениями. Хотя и в ней на что-то следует обратить внимание.

Но всё-таки воспитанник не может определять нарушение собственных прав сотрудниками детского учреждения. Однако родители, хорошо знающие индивидуальные особенности своего малыша, замечают изменения настроения малыша, его нежелание идти в группу.

Рассмотрим некоторые способы определения возможных нарушений детских прав в саду.

Беседы с другими родителями

Из рассказов маленьких граждан вполне можно выделить эпизоды о событиях, которыми он доволен или нет, что вызывает полное неприятие, обиду, страх.

Порой по нескольку детей выказывают недовольство, опираясь на аналогичные факты. Это выясняется при беседах с другими родителями группы.

Ролевые игры дома

Это действенный способ, приводящий к пониманию взаимоотношений малыша, общей обстановки в посещаемой группе. Можно просто инсценировать вместе с малышом, например, день в детском саду.

Пусть он побудет собой, своим другом Мишей, воспитателем, заведующей. Дети, как правило, зеркально отражают поведение людей, взаимодействующих с ними.

Пользуясь сменой ролей, можно узнать много интересного. Конечно, нельзя делать однозначные выводы по результатам игры, однако заинтересоваться, сделать себе заметки, постараться расширить предположения стоит.

Кстати, родители смогут заметить и свои огрехи, попросив малыша ли малышку «побыть мамой».

Кукольный театр

Пусть любимые персонажи устами детей и мамы рассказывают о детском саде. Конечно, стоит побуждать малыша рассказывать об интересном, любимом, понравившемся.

Но возможные конфликтные ситуации, существовавшие наяву, при конструировании сказки промелькнут. Вряд ли малыш сможет скомбинировать их при отсутствии жизненных впечатлений.

Наблюдение

Придя за малышом и застав детей на прогулке, можно (это не должно смущать) понаблюдать со стороны за поведением детей, воспитателей. Активно ли взаимодействуют взрослые с детьми или безразлично смотрят в сторону или (что ещё хуже) толкают детей, кричат на них.

Общение детей между собой – тоже заслуга (или недоработка) воспитателя.

Нельзя делать выводы по единичным впечатлениям или ощущениям. Но если неприятные факты повторяются, это, скорее, система. Значит, надо принимать меры, пока не поздно. Ведь детская психика очень ранима, последствия могут стать необратимыми.

Действия при нарушении прав дошкольников

Защита прав ребёнка в детском саду – забота родителей. При обнаружении неправомерных действий со стороны сотрудников, рекомендуется начать с самых простых действий.

  1. Поговорить с воспитателем спокойно, обсудить проблему, не проявляя излишней эмоциональности. На данном уровне можно разрешить большую часть конфликтов. Если проблема не решена, продолжить действия, используя другие инстанции.
  2. Поднять вопрос на родительском собрании. При необходимости пригласить психолога, социального работника.
  3. Составить письменное обращение к руководителю учреждения.
  4. Обратиться к помощи государственных вышестоящих образовательных органов.
  5. Обратиться с жалобой в прокуратуру. Родители должны быть ознакомлены с результатами служебного расследования.

Важно! Дети – субъекты права. По конституции они имеют право на честь и достоинство, как другие граждане страны.

Заключение

Дети, хоть и маленькие, но граждане. И права, данные им с рождения, должны быть защищены. Родителям следует чаще обращать внимания на эмоциональное состояние малыша в доу, чтобы выявить нарушения прав, если таковое имеет место быть.

Защита прав детей в детском саду является обязанностью каждого родителя!

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-detej/v-detskom-sadu.html

Права ребенка в детском саду, обязанности родителей по новому закону об образовании 2020 года

Права и обязанности детей занятие с детьми в дуу

Детский сад – это основное современное дошкольное учреждение. В такие заведения ходят дети в возрасте от 2 до 6 лет. Пребывание малышей в стенах садика строго регламентируется нормами законов. Права малолетних членов групп, которые сформированы по приказу руководителя, регулируются  национальными и международными нормативно-правовыми актами.

Юридические возможности детей

Российские дети с самого рождения обладают индивидуальными правами.  Право на жизнь, уважение, имя, качественное медицинское обслуживание и другие важнейшие гарантии устанавливаются законами как неотъемлемые признаки существования личности сразу после рождения. Кроме этого, дети пользуются важными социальными правами, которые дают возможность развиваться:

  • получение образования;
  • гарантия возможности развития (физического и умственного);
  • соблюдение равноправия между всеми детьми (нельзя выделять лучших);
  • безопасность пребывания на территории;
  • право на качественное и полноценное питание;
  • защищенность от всех форм насилия и грубого неправомерного поведения воспитателей по отношению к ребенку.

Законодательная база

Права человека в мире сегодня защищены должным образом. Российская Федерация присоединилась к мировым актам, а также разработала собственную систему юридических гарантий соблюдения законных возможностей маленьких членов общества в детских садах. Выделим основные НПА:

  • ФЗ №124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который состоит из 26 статей, собранных в 5 глав (общие понятия; направления обеспечения гарантий и возможностей; организационные основы; обязательность исполнения норм и заключительные положения). В данном законопроекте регламентируются перечень прав, а также механизм их реализации на практике.
  • Семейный кодекс РФ. В главе 11 рассматривается перечень основных возможностей несовершеннолетних, в том числе – гарантия их защиты со стороны государства.
  • Конвенция о правах ребенка – это акт мирового значения, важной особенностью которого является гарантия защищенности клиента детского сада от всех форм морального и эмоционального насилия. Речь идет про критику, давление со стороны воспитателей, угрозы, изоляция с целью реализации какого-то преступного умысла. Документ принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (резюлюция 44\25), состоит из преамбулы и 54 статей. В акте рассматриваются все виды возможных нарушений по отношению к детям, а также способы государственной защиты лиц до 18 лет.
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят 29.12.2012 года под №273). В законе устанавливается структура системы получения знаний в РФ, а также регламентируются полномочия всех учреждений, которые связаны с организацией процесса просвещения.
  • Декларация прав ребенка от 1959 года. Документ состоит из преамбулы и 10 главных принципов воспитания и жизни детей (равенство, гарантия возможностей, наличие имени и гражданства, социальное обеспечение, условия для инвалидов, развитие личности в любви и понимании, получение бесплатного обязательного образования, защита от небрежного отношения).
  • Уголовный кодекс РФ. Этот документ устанавливает ответственность педагогов ДОУ за причинение физического и морального вреда воспитаннику.
  • Конституция РФ.

Право на жизнь

Неотъемлемая гарантия существования человечества закреплена в Конвенции. Всестороннее общее развитие учеников (как в плане интеллекта, так и здоровья вообще) считается важнейшей задачей ДОУ. Для этого в садике должны быть обеспечены все условия.

Санитарное состояние помещений контролируется персоналом и государственными специализированными инспекциями. Для развития маленьких необходимо обеспечить наличие полностью укомплектованных игровых комнат. Образовательный процесс в садике  строится так, чтобы дети стремились познавать новое и понимали, что учеба – это для них первая задача.

Соблюдение условий доступа ребенка с ограниченными физическими возможностями в садик –  обязанность администрации. Инвалид не виноват, что он не ходит, но он ничем не хуже других детей. Таких малышей нельзя обижать, потому что это будет считаться ущемлением прав ребенка в детском саду.

Здоровье

Персонал учреждения обязан оказывать  первую медицинскую помощь. Безусловно, ДОУ – это не больница, поэтому обеспечение узкоспециальными  лечебными препаратами не предусмотрено нормативами, но симптоматические лекарства (температура, боль в горле, обезболивающие, антисептики, противодиарейные средства) должны быть в аптечке медицинской сестры.

Лечебные услуги в саду оказываются бесплатно. Как только  видно, что маленькому становится хуже, он заболевает – воспитатель сразу оповещает про ситуацию родителей. Все дальнейшие действия согласовываются с мамой или папой. В случае ухудшения состояния пациента работник имеет право вызвать бригаду скорой помощи, которая уже будет решать вопрос о необходимости госпитализации малыша.

Основные права ребенка в детском саду

Учебная программа детского сада значительно отличается от школьной. цель педагогов – подготовка к дальнейшему обучению. Результат достигается с помощью проведения развивающих игр с детьми, небольших занятий по предметам, демонстрацией личного примера.

Например, сегодня в детсадах учат английскому языку, письму, основам чтения и математики. В перечень прав родителей в детском саду входит возможность ознакомления с программами для детей, внесения предложений по изменениям и дополнениям к тематике обучения.

Право на отдых и досуг в садике реализовывается следующим образом:

  • 2 часа в день (обычно это обеденное время) ребята спят. Отметим, что если кто-то не хочет спать, воспитатель не имеет права его заставить, накричать на него. Девочка (мальчик) может спокойно лежать в кровати, либо перейти в игровую комнату, которая обычно находится по соседству со спальней.
  • Для успешного формирования основных навыков ребенок имеет право несколько часов в день проводить с игрушками. Во время досуга педагоги ДОУ могут организовывать соревновательные мероприятия между детьми (например, кто лучше расскажет стих). Любители рисовать с интересом проведут оформление красочных плакатов и картинок для стенда.

Малыш, как и любой член общества, имеет право выразить собственное мнение. Например, ему что-то не нравится в процессе организации дня либо какой-то другой момент пребывания в садике. Малолетний может свободно выражать личную позицию. Данная возможность относится к неотъемлемым правам человека, поэтому педагоги не смогут ущемлять детей по этой линии.

Персонал детского садика должен уважать воспитанников. Право младших детей на достойное к ним отношение носит комплексный характер и состоит из таких элементов:

  • Защита нужд и интересов. Воспитатель как «мама» малышей во время их пребывания в учреждении обязан постоянно находиться с ними, общаться с каждым ребенком. Дети должны ощущать внимание и понимать, что они могут здесь научиться чему-то интересному и освоить важный материал для их развития в будущем. Многие преподаватели нарушают эту норму, потому что любят «дать детям волю», а сами предпочитают посидеть в интернете или почитать книжку.
  • Защита от жестокого обращения и эмоционального насилия. Откровенно некультурное поведение воспитателей по отношению к детям сейчас случается довольно часто. Педагог не должен применять физическое (подзатыльники и другие удары) и моральное наказание, а все споры с детьми, когда те чем-то недовольны (не хотят кушать, спать, играть) надо улаживать методом убеждения.

Обязанность администрации садика – обеспечивать полноценное питание для растущего организма. Опыт подсказывает, что маленькие дети на протяжении дня не обойдутся одними бутербродами из дому, поэтому данный вопрос должен всегда быть на повестке дня. Нарушение прав ребенка в детском саду может проявляться в:

  • отсутствии питания как такового;
  • кормлении исключительно кашами;
  • маленьких порциях, не соответствующих нормам для определенного возраста, которые утверждены законодательно.

Как узнать о нарушении прав ребенка в садике

Существует несколько вариантов получить информацию о событиях в ДОУ:

  • Каждый день интересоваться у ребенка, что он делал и кушал.
  • Провести наблюдение за прогулкой воспитанников на свежем воздухе. Эту операцию можно осуществить самостоятельно, либо попросить кого-то из знакомых. Поведение детей во время нахождения на улице прояснит положение дел. Если малыши будут активно играть и общаться между собой – значит в группе положительная эмоциональная ситуация, благоприятный микроклимат для развития ребенка. Когда воспитатель постоянно кричит, дети ведут себя пассивно, играют поодиночке – обстановка требует реакции и вмешательства, потому что работа педагога выполняется неправильно.

В такой ситуации можно сделать вывод о:

  • некомпетентности педагога;
  • использовании им неправильных методов;
  • отсутствии желания налаживать общение между воспитанниками.

Ребенок без прививок в детском саду

Родители самостоятельно принимают решение по поводу необходимости вакцинации ребенка по календарю. Возможность посещения воспитательного учреждения не зависит от того, получил мальчик укол, или нет.

Медицинская сестра не имеет полномочий для отказа в нахождении малыша в группе, даже если он не прошел какую-то прививку. При нарушении такого права родители могут обратиться за защитой в вышестоящие органы.

Посещение музыкальных занятий и физкультуры, режим дня

Педагоги не всегда допускают детей к занятиям физической культурой, даже если они готовы принимать активное участие в них. Основная мотивация таких действий педагогов – отсутствие   формы. Поведение неправильное, потому что:

  • покупка костюма – индивидуальное решение родителей малыша;
  • нарушает право ребенка на полноценное физическое развитие вместе со сверстниками.

Посещение занятий музыкой для ребенка также часто становится проблематичным, потому что воспитатель не пускает в зал детей без текстов песен, мотивируя это тем, что без них ребенок не сможет принимать активного участия в разучивании.

Недопуск ребенка на занятие – причина написать жалобу на имя директора либо в управление образования.

Любая спорная ситуация может решиться мирным путем. Позиция №1 состоит в том, что родители должны узнать распорядок дня в конкретном ДОУ еще до устройства в группу.

За определенное время до первого посещения ребенку необходимо объяснить, что в такое-то время ему надо будет кушать, спать (а лучше – начинать приучать к распорядку садика еще дома).

Правило №2 – возникший спор между воспитателем и ребенком необходимо решать компромиссом. Например, если девочка не хочет спать – она идет в игровую, чтобы не другие дети могли отдохнуть.

Опоздавший ребенок может быть не допущен воспитателем в группу, потому что априори поздний приход произошел по вине родителей.

Основные обязанности родителей

Важно отметить, что представители ребенка имеют не только права, но и обязанности перед ДОУ. Основной перечень такой:

  • предоставлять справки о состоянии здоровья чада после 3-дневного отсутствия;
  • забирать ребенка согласно условиям договора;
  • уведомлять администрацию о длительном непосещении группы с указанием причины.

Правила общения с персоналом

Права родителей в детском саду по новому закону об образовании предусматривают возможность:

  • поддерживать контакт с руководством сада;
  • знакомиться с учебными программами;
  • интересоваться распорядком дня;
  • забирать ребенка на протяжении дня;
  • предлагать проекты изменений в работе учреждения;
  • получать консультации психолога по воспитанию;
  • совершать другие действия, предварительно согласовав их с администрацией.

Мать и отец должны соблюдать правила этики во время общения с воспитателями. Необходимо придерживаться делового стиля. Вместе с тем, родители обязаны защищать права ребенка, заранее приготовив ответ на возможные обвинения, касающиеся плохого поведения малыша. Основные способы защиты прав сына (дочери):

  • личная беседа с воспитателем или директором;
  • составление письменной жалобы на имя руководителя заведения;
  • жаловаться в районный или городской отдел образования.

Следовательно, права ребенка в детском саду подразумевают определенные обязанности его родителей.

Законные представители также вправе ознакомиться с особенностями воспитательного процесса дошкольного учреждения, с распорядком дня, меню ребенка на каждый день.

Также в связи с новыми правилами, вступившими в силу вместе с новым законом об образовании, мать и отец могут забрать чадо из сада на протяжении дня, активно участвовать в жизни развивающего дошкольного учреждения.

Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/juvenalnaja/prava-rebenka-v-detskom-sadu.html

Какие права у ребенка в детском саду?

Права и обязанности детей занятие с детьми в дуу

Вне зависимости от возраста гражданина нашей страны, отечественное законодательство предоставляет государственные гарантии и права.

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда права ребенка в детском саду нарушаются. В некоторых случаях это происходит систематически.

Если несовершеннолетние в силу своего возраста не могут ничего поделать с ситуацией, вступиться за них могут родители, либо опекуны.

Основные права в детском саду

Законодательство устанавливает ряд требований касательно соблюдения прав ребенка для детских садов. Каждый воспитанник имеет право пользоваться следующими правами:

  • на развитие физических и творческих способностей;
  • на игровой процесс;
  • на полноценное здоровье и жизнь;
  • на комплексную защиту от любых проявлений жестокости по отношению к нему;
  • на полноценную защиту нужд, интересов;
  • на здоровое питание.

Психологический комфорт

Когда малыш пребывает в учреждении, для него должны быть сформированы такие условия, чтобы он чувствовал себя как дома.

Если раньше приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нянечки нехотя убирали недоевшие порции еды, параллельно высказывая свои претензии, сегодня дела обстоят иначе.

Каждый садик полностью укомплектован, чист, предоставляет все необходимое для веселого и эффективного проведения времени.

Конфликты в детском саду

Несмотря на наличие ряда прав ребенка в ДОУ, возникновение конфликтных ситуаций все-таки не исключается. На то могут быть самые разные причины. Основной задачей персонала является предотвращение конфликтов. Но если ситуация имеет специфический характер, когда без скандала не обойтись, им нужно максимально быстро урегулировать ее.

Если нет прививок

Порой дошкольное образовательное учреждение для родителей отказывает им в удовлетворении права на посещение их чадом детского сада, ссылаясь на отсутствие прививки.

Мы хотим обратить внимание на то, что если в поликлинике Вас попросили сделать как минимум одну прививку, это также является нарушением закона, если Вы против.

Как в первом, так и во втором случае настоятельно рекомендуется обратиться за помощью в прокуратуру. Так или иначе, правда будет за Вами.

Группа пребывания в садике

С одной стороны, нормативная документация, на основании которой родители могут ознакомиться с условиями пребывания на данный момент не разработана. С другой стороны, их отсутствие не является запретом. Соответственно, в любой момент Вы можете прийти и посмотреть, в каких условиях Ваше чадо воспитывается в садике.

Если Вы полагаете, что права вашего малыша были нарушены – к примеру, в туалете царит антисанитария, на всех деток не хватает полотенец, либо нескольким ребятам приходится пользоваться общими шкафчиками, у Вас есть полное право обратиться за помощью в прокуратуру. И никто, соответственно, не должен Вам препятствовать в посещении всех комнат, где находятся дети.

Для начала следует подойти к заведующей, если по определенным причинам Вы получили отказ от воспитателей. Если и это не поможет, отправляйтесь в отдел образования.

Опоздавший ребенок

В соответствии с внутренним распорядком дня, за воспитателями закрепляется право в отказе на прием ребенка, если тот опоздал в детский садик на полчаса. Это не нарушение прав ребенка в детском саду, потому что на это есть как минимум три причины.

  1. Утром все дети проверяются медсестрой, которая должна проверить каждого малыша.
  2. Ребенок не может попасть на утреннюю зарядку.
  3. Учреждение рассчитывает на всех детей питание.

Таким образом, воспитатель может и не принять опоздавшего, сделав это совершенно законно.

Кружки и секции в дневное время

Иногда родителям приходится забирать своих детей пораньше для посещения развивающих занятий, чтобы потом снова вернуть их в садик. Поскольку воспитатели всегда ответственны за нормальное состояние малышей на протяжении всего периода его нахождения в садике, они могут дать отказ родителям. Родители, систематически забирая сына или дочь на кружки днем, нарушают внутренний режим детсада.

Если без кружка все-таки не обойтись, можно воспользоваться двумя вариантами решения проблемы. Первый – изменить договор, параллельно указав время, когда они заберут и вернут ребенка обратно. Второй – изменение графика проведения занятий вне детсада.

Имеют ли право родители забирать ребенка из сада до дневного сна?

Естественно, это право за ними закрепляется. Договор указывает временной промежуток, на протяжении которого учреждение оказывает творческую, воспитательную и прочую помощь детям. Здесь не указано, когда конкретно можно забрать – до начала дневного сна, либо после него. Единственным требованием является приезд родителей до указанного часа.

Сколько дней подряд детсадовец может находиться дома и не посещать садик?

Рассматривая законодательство в плане того, какие права у ребенка, следует отметить, что ему разрешено не посещать детсад на протяжении 1-3 суток без предъявления справки. Если он заболел, здесь уже придется захватить с собой справку.

Если Вам нужно забрать малыша на продолжительный период, предварительно ознакомьтесь с договором, где указывается максимальная длительность сохранения места. Родители пишут заявление с указанием причин отсутствия на длительный срок.

Имеет ли право детский сад выставлять требование о том, что должен уметь ребенок, идущий в садик?

Нет, не имеет. Это сделано для предотвращения возможных нарушений прав ребенка.

  1. Перед тем как отправиться в детский сад, специалисты проверяют уровень развития. Они служат только для общей оценки, а ее результаты не могут являться поводом для отказа в приеме.
  2. Если Ваш ребенок засыпает только с соской, воспитатели не должны запрещать ему это делать.
  3. Малыш не знает, как ходить на горшок? Это не повод для получения отказа.
  4. Как бы плохо он себя не вел, его не отчислят. Но это лишь при условии, что он не оказывает физическое насилие на своих сверстников.

Защита прав в детском саду

Чтобы постоянная критика, физическое воздействие, а также другие негативные методы развития не воспринимались ребенком как должное, необходимо позаботиться о защите прав несовершеннолетних. Перед тем как отправить своего малыша в детсад, настоятельно рекомендуем:

  • ознакомиться с отзывами в интернете и других источниках;
  • проконсультироваться с посторонними или знакомыми людьми, которые ранее уже имели дело с выбранным детсадом;
  • постоянно проверять режим дня, распорядок, программы для развития, ориентироваться в основных гарантиях прав ребенка;
  • быть участником родительского комитета для более глубокого понимания интересов детей.

Правовое воспитание в детском саду

Чтобы защита детей достигалась на любом этапе взаимодействия с ними, ДОУ должно обеспечивать правовое воспитание, которое состоит из трех блоков.

  1. Работа с дошкольниками.
  2. Работа с педагогическим коллективом.
  3. Работа с родителями.

Комплексное взаимодействие помогает улучшить качество предоставления услуг, а также способствует повышению умственных и физических способностей детей.

  • Конвенция о правах детишек, принятая ООН;
  • Конституция РФ;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав детей в РФ»;
  • ФЗ «Об образовании».

Источник: https://opekarf.ru/prava-grazhdan/rebenok-i-detskij-sad

Права ребенка в детском саду: когда они нарушаются и что делать в такой ситуации родителям?

Права и обязанности детей занятие с детьми в дуу

Несовершеннолетние дети имеют особый правовой статус и могут пользоваться дополнительными привилегиями. У ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение, есть право на защиту своих интересов, собственного достоинства.

Случается так, что права ребенка в детском саду могут быть нарушены, и виновные лица остаются безнаказанными из-за отсутствия жалоб детей. В силу возраста ребенок не способен защитить себя, если обидчик — взрослый человек (например, воспитатель).

Именно поэтому обязанность по защите прав и интересов ребенка возлагается на его родителей.

Права ребенка в ДОУ

Чтобы избежать нарушений прав ребенка персоналом детского учреждения, необходимо предварительно ознакомиться с отзывами родителей об организации образовательного процесса, провести беседу с воспитателями, обсудить вопрос с членами семьи и на основании полученных данных сделать выбор в пользу достойного учреждения. Как только ребенок зачисляется в ДОУ, организация обязана гарантировать защиту его прав, перечень которых четко прописан в законодательстве.

ИНТЕРЕСНО: права какой группы преобладают среди прав ребенка?

Право на образование

Сотрудники ДОУ обязаны проводить с детьми образовательные занятия для повышения интеллектуального уровня детсадовцев. С этой целью для дошкольных организаций разрабатываются специальные программы, оптимизированные под легкое восприятие и понимание воспитанников. Обычно такие занятия проводятся в игровой форме для достижения более высокой эффективности и увеличения восприятия.

Отсутствие таких программ в детском саду является прямым нарушением прав детей. Развивая детей по общим программам, важно сохранять индивидуальность каждого ребенка. Поэтому при индивидуальном и дифференцированном подходе к детям выявляются их таланты, способности. Когда эти обязанности не выполняются, дети не получают в ДОУ новых знаний.

Право на игру

Известно, что ключевым моментом при обучении детей дошкольного возраста является игра, с помощью которой развиваются их творческие, интеллектуальные способности, совершенствуются навыки общения.

Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества. Занятия должны сменяться отдыхом и развлечениями в зависимости от настроения и пожеланий детей.

Сильная усталость и нервное напряжение недопустимы при посещении занятий.

Право на здоровье и жизнь

Право на жизнь и здоровье обеспечивается государством в первую очередь.

Персонал ДОУ обязан обеспечить ребенку полную безопасность посредством соблюдения положений законодательных и локальных актов (техники безопасности, рекомендаций, инструкций).

Родители могут получить рекомендации в отношении конкретного воспитанника, если его поведение или состояние здоровья отличаются от остальных.

Право на защиту от жестокого обращения

В детских образовательных учреждениях запрещены незаслуженные наказания и физическое насилие в отношении ребенка, которые могут повлечь причинение вреда его здоровью.

Недопустимы оскорбления, унижения или другие действия, связанные с семейным положением ребенка, финансовым состоянием его семьи, работой родителей и пр.

К сожалению, в большинстве случаев такие противоправные деяния не удается обнаружить своевременно, поскольку ребенок боится рассказать об этом родителям.

Право на защиту нужд и интересов дошкольника

Защищая нужды и интересы воспитанников в детском саду, необходимо основываться на следующих принципах:

  • постоянное внимание к детям;
  • психологический комфорт;
  • позитивный климат в детском коллективе;
  • соблюдение норм питания, наличие необходимых средств гигиены, оборудования.

Дошкольное учреждение всегда посещает множество детей, и у каждого из них есть свои определенные нужды и интересы, которые необходимо учитывать. Общие правила, установленные для всех детей, могут быть трудновыполнимы для конкретного ребенка. В таких случаях нужно использовать индивидуальный подход для соблюдения прав воспитанника.

Право на качественное питание

Питание в детском дошкольном учреждении должно быть полноценным и сбалансированным. Родители имеют право знакомиться с меню, выяснять качество используемых продуктов, посещать кухню для проверки соблюдения санитарных и гигиенических норм при приготовлении пищи.

При наличии у ребенка медицинских показаний (например, аллергии на какой-либо продукт) необходимо незамедлительно сообщить об этом воспитателю, который обязан проследить, чтобы этот продукт был заменен на другой, схожий по характеристикам и питательной ценности, для конкретного ребенка.

Примеры нарушения права

Распространенные примеры нарушения прав ребенка:

  • Отказ в принятии в ДОУ ребенка из-за отсутствия регистрации по месту расположения учреждения.
  • Отказ в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок.
  • Запрет на посещение занятий физической культурой при отсутствии формы.
  • Недопуск к занятиям. Ребенка необходимо приводить в сад в установленное время, в противном случае его имеют право не принять, но при наличии уважительных причин (например, посещение врача) необходимо оповестить воспитателя о том, что ребенок опоздает, и вопрос будет решен. Забирать воспитанника из детского сада можно в любое время, но не позднее времени окончания его работы.
  • Отчисление из сада без уважительных причин. Однако если воспитанник не посещает детский сад более 90 дней, его могут отчислить.
  • Условия при приеме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу с помощью взрослых).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: защита прав и интересов ребенка: примеры из жизни

Что делать родителям, если права их ребенка нарушаются?

Не стоит сразу после рассказа ребенка бежать в сад и устраивать скандал. Первым делом нужно точно выяснить, действительно ли были нарушены права и обязанности. Существует несколько способов выяснения истинных обстоятельств:

  • Разговор с другими родителями. Если ребенка обидели, другие дети могли это видеть и рассказать членам семьи. Возможно, их самих обидели воспитатели, и они пожаловались дома.
  • Наблюдение за ребенком. Если его систематически обижают в детском саду, у него не будет желания идти туда снова.
  • Консультация специалиста.

При подтверждении фактов нарушения прав детей необходимо обратиться к заведующей дошкольным учреждением, в местное управление образования, правоохранительные и иные государственные органы. Возможность рассмотрения вопроса тем или иным органом зависит от конкретной ситуации и виновных лиц.

Источник: https://SemPravorf.ru/deti/prava-rebenka-v-detskom-sadu.html

Темы мероприятий по правовому воспитанию

Права и обязанности детей занятие с детьми в дуу

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.

Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно. При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности. 

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Закона РФ «Об образовании»;
  3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
  4. Конвенции ООН «О правах ребенка»;
  5. Семейного кодекса РФ;
  6. Уголовного кодекса РФ.

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным , все еще «детским» языком.

Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

  Правовое воспитание в школе

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы

Форма мероприятияТемы
Тематические классные часы1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания)
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице)
3.

«Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования)

4. «Права и обязанности школьника»
5.

«Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе)

Дидактические и ролевые игры1.

«Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы)

2.

Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни)

3. Игра-викторина «Я имею право» ( Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов.

Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.

Выставки1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках»
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»»
Родительский всеобуч1. «Как уберечь ребенка от насилия»
2. Свободное время ребенка
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений»

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь.

Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя.

Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

  Понятие, методы и формы правового воспитания

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

Форма мероприятияТема (задача)
Классные часы в средних классах1. «О вреде курения»,
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав»
3. «Предупреждён-значит вооружен»
4. «Законы жизни школьного коллектива»
5. «Что такое порядочность»
6.

«Правила доверия»

7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
8. «Я – гражданин России»
Классные часы в старших классах1. «Умей сказать «нет»
2. «Склонность или пагубная привычка?
3.

«Незнание законов не освобождает от ответственности»

4. «Что такое порядочность жизни»
5. «Что значит быть принципиальным»
6. «Что такое цель
7. «Свобода половых отношений»
8. «Любовь и дружба
9. «Закон о наркотиках»
10.

«Мои права – мои обязанности»

11. «Как не стать жертвой преступления»
Конкурсы, викторины, игры1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей)
2. Ролевая игра «Мы и выборы»
3. Правовая игра «Я и мои права»
4.

Деловая игра по праву «Сам себе адвокат»

5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка»
Наглядная агитация1. Стенд «Правовой уголок школьника»
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков».
3.

Выставка рисунков «Наши права в рисунках»;

4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»
Родительские всеобучи1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД)
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы)
3.

«Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах»

4. «Подросток и его профессиональные интересы»

Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

  1. Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
  2. Ведение картотеки «трудных» подростков;
  3. Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
  5. Беседы и консультации с родителями;
  6. Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
  7. Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
  8. Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

Источник: https://vospitanie.guru/pravovoe/meropriyatiya-po-pravu

Финансист тут
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: