Учет расчетов с филиалами

Бухгалтерский учет и документооборот в организации с филиалами

Учет расчетов с филиалами

Рассмотрим особенности ведения бухгалтерского учета и осуществления документооборота в организации, имеющей обособленные подразделения, как выделенные, так и не выделенные на отдельный баланс.

Гражданское законодательство относит к обособленным подразделениям представительства и филиалы фирмы, которые находятся вне места ее нахождения (ст. 55 ГК РФ).

Так, филиал — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. А представительство может представлять интересы организации и осуществлять их защиту.

Обособленные подразделения не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Названные обособленные подразделения должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Напомним, что признание подразделения обособленным в целях налогообложения не зависит от полномочий, которыми оно наделено, от того, отражено или нет его создание в учредительных документах организации, а также утверждено или нет положение о филиале (представительстве). Необходимо лишь наличие следующих признаков: территориальная обособленность от головной организации, наличие стационарных рабочих мест, созданных на срок более одного месяца, а также ведение организацией деятельности через обособленное подразделение.

Способы ведения бухгалтерского учета

Существует два способа ведения бухгалтерского учета в организациях с обособленными подразделениями — централизованный и децентрализованный.

При первом способе учет всех операций, которые осуществляют указанные обособленные подразделения, ведет головная организация.

Для этого каждое обособленное подразделение (филиал) передает ей все первичные учетные документы, как полученные от контрагентов, так и сформированные его работниками.

На основании этих документов бухгалтерия головной организации отражает данные в централизованном бухгалтерском учете.

При втором способе обособленные подразделения ведут бухгалтерский учет самостоятельно. Головная организация отражает в своем бухучете только непосредственно осуществляемые ею финансово-хозяйственные операции. При этом бухгалтерская отчетность в целом по юридическому лицу составляется путем суммирования показателей учетных регистров головной организации и филиалов.

Порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в организациях, которые имеют обособленные подразделения, зависит от того, выделены последние на отдельный баланс или нет. В первом случае бухгалтерский учет ведется децентрализованно, во втором — централизованно.

Филиал не выделен на отдельный баланс

В сроки, установленные в учетной политике, филиал передает головной организации первичные учетные документы, оформленные вне ее распоряжения. В соответствии с ними результаты совершенных филиалами финансово-хозяйственных операций отражаются в бухгалтерском учете головной организации.

Передача первичных учетных документов происходит согласно специальному реестру, оформленному в двух экземплярах. Организация самостоятельно разрабатывает форму реестра и утверждает ее в качестве приложения к учетной политике. На основании пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) в реестре необходимо указать:

  • наименование документа, номер и дату его составления;
  • наименование обособленного подразделения (организации), которое составило реестр;
  • перечень передаваемых документов с указанием их номеров и дат составления;
  • подпись, ФИО, должность сотрудника, передавшего документы;
  • подпись, ФИО, должность работника, принявшего документы;
  • дату передачи (получения) документов.

Реестр оформляется не менее чем в двух экземплярах.

Правила документооборота между головной организацией и филиалом утверждаются в составе учетной политики (п. 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).

Они должны предусматривать состав, порядок и сроки передачи информации обособленным подразделением в адрес головной организации и обратно.

То есть в учетной политике нужно указать, какие документы, в какой срок и кем должны быть представлены в бухгалтерию головной организации из филиала и, наоборот, в бухгалтерию этого обособленного подразделения из головной организации.

Финансово-хозяйственные операции филиала, не выделенного на отдельный баланс, отражаются в аналитическом учете головной организации на дополнительных субсчетах, открытых к счетам ее бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность по такому филиалу отдельно не составляется.

Филиал выделен на отдельный баланс

Филиал, выделенный на отдельный баланс, бухгалтерский учет ведет самостоятельно, обособленно от головной организации. Однако следует помнить о положениях пункта 9 ПБУ 1/2008.

Так, способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

Таким образом, если в учетной политике для целей бухгалтерского учета указано, что амортизация по основным средствам организации начисляется только линейным способом, то филиал не может амортизировать находящиеся у него основные средства способом уменьшаемого остатка или путем списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования либо пропорционально объему продукции (работ).

Справка

Отдельный баланс обособленного подразделения

В действовавшем ранее ПБУ 4/96, которое было утверждено приказом Минфина России от 08.02.96 № 10, понятие «отдельный баланс» трактовалось как система показателей, формируемая подразделением организации, которая отражает его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности.

ПБУ 4/96 перестало действовать начиная с бухгалтерской отчетности 2000 года. В сменившее его ПБУ 4/99 определение «отдельный баланс» не вошло. Таким образом, в законодательстве по бухгалтерскому учету образовался некий пробел.

Источник: https://gaap.ru/articles/buhuchet_v_organizacii_filialami/

Учет внутрихозяйственных расчетов

Учет расчетов с филиалами

]]>]]>

Внутрихозяйственными являются расчеты, осуществляемые внутри организации, имеющей собственную сеть подразделений и филиалов с отдельным балансом, но не являющихся выделенным юрлицом.

Учет внутрихозяйственных расчетов (ВХР) осуществляется на счете 79, объединяющем информацию о расчетах, например, по взаимному отпуску-приему ТМЦ, реализации продукции, передаче общеуправленческих затрат, зарплате персонала подразделений и т.п.

Напомним, каким правилам подчиняются подобные операции.

Счет 79: как применяется

Счет 79 аккумулирует информацию о расчетах центральной структуры с подведомственными обособленными подразделениями, позволяя контролировать внутрифирменные процессы. ВХР предполагают ведение аналитического учета по вилам проводимых операций каждым подразделением с отдельным балансом, а в ситуации с действием договоров доверительного управления (ДУ) – по каждому такому соглашению.

В зависимости от специфики к сч. 79 открывают субсчета, перечень которых компания фиксирует в учетной политике по бухучету. Их количество не ограничивается законодательно, но удобнее формировать операции по общепризнанной схеме на субсчетах:

  • 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу»;

  • 79/2 «Расчеты по текущим операциям»;

  • 79/3 «Расчеты по договорам ДУ».

При передаче имущества, затрат или обязательств их стоимость отображается по дебету счета 79, при приеме – по кредиту.

Например:

Операции

Д/т

К/т

Головная организация передает филиалу:

ОС с начисленным износом

79

02

01

79

ТМЦ

79

10, 41

Финансирование на расчетный счет

79

51

Затраты

79

20, 23, 25, 26, 29

Обязательства

79

60, 76

Филиал принимает от головной организации:

ОС

01

79

79

02

ТМЦ

10,41

79

Денежные средства

51

79

Расходы

20, 23, 25, 26, 29

79

Обязательства

60, 76

79

Передача затрат от одной структуры компании в другую оформляется утвержденными формами внутренних документов – авизо. Внутренние операции осуществляются не только между центральной и подведомственными структурами, но и при взаимодействии обособленных подразделений между собой.

На сч.

79 учитывается состояние внутренних расчетов, причем проводки отображаются зеркально, взаимно исключая друг друга, и поэтому в общем балансе фирмы не происходит изменений, связанных с ВХР – активы и обязательства числятся на тех же счетах, только по аналитике имеют отношение к разным филиалам. Таким образом, при формировании сводного баланса по компании сч. 79 должен обнуляться: дебетовое сальдо в филиале должно соответствовать кредитовому в головном офисе, и наоборот. Рассмотрим на примерах практическое использование сч.79.

Пример 1: передача активов подразделению

Торговая компания ООО «Лен», специализирующаяся на реализации текстильной продукции, открывает филиал и передает ему активы:

  • партию товаров стоимостью 300000 руб.;

  • складское помещение балансовой стоимостью 200 000 руб. с начисленным износом 56 000 руб.

Операции

Д/т

К/т

Сумма

В ТК ООО «Лен»:

Переданы товары

79/1

41

300 000

Отражена передача помещения

79/1

01

200 000

Учтена сумма амортизации

02

79/1

56 000

В филиале:

Помещение принято к учету

01

79/1

200 000

Учтен начисленный износ

79/1

02

56 000

Оприходованы товары

41

79/1

300 000

Пример 2: расчеты по взаимному погашению обязательств

Филиалом ООО «Лен» у сторонней фирмы ООО «Мир» закуплена партия товаров на сумму 600000 руб. Собственных средств у филиала ООО «Лен» недостаточно и с просьбой проведения оплаты с гарантией последующего покрытия долга, филиал обратился к головному офису ООО «Лен».

ООО «Лен» рассчиталось с ООО «Мир», оплатив 600000 руб. В счет погашения долга филиал ООО «Лен» оплатил счет на поставку товаров для головного офиса ООО «Лен» на сумму 200000 руб. фирме-поставщику ООО «Атлас». Впоследствии оставшийся долг перед головным офисом в сумме 400000 руб. филиал погасил перечислением с расчетного счета. Как отразятся внутрихозяйственные расчеты – проводки:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

В филиале ООО «Лен»:

Отражено погашение задолженности перед ООО «Мир»

60

79/1

600 000

Произведена оплата ООО «Атлас» в счет долга перед головным офисом

79/1

51

200 000

Погашена задолженность перед головным офисом

79/1

51

400 000

В головном офисе ООО «Лен»:

Оплата счета по поставке для филиала

79/1

51

600 000

Отражено погашение задолженности перед ООО «Атлас»

60

79/1

200 000

Поступили средства на расчетный счет от филиала

51

79/1

400 000

Пример 3:

ООО «Лен» закрыло торговую точку, передав по договору в доверительное управление ООО «Рекорд» помещение магазина, являющееся собственностью ООО «Лен». По договору ООО «Рекорд» передает помещение в аренду, перечисляя владельцу ежемесячно по 20000 руб. Стоимость помещения по балансу – 1420000 руб., начисленный износ – 360000 руб. Проводки по ВХР:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

В ООО «Лен»:

Отражена передача помещения ООО «Рекорд» с начисленным износом

79/3

02

01

79/3

1 420 000

360 000

Учтена сумма ежемесячного дохода от передачи

79/3

91/1

20 000

Поступление дохода по договору ДУ

51

79/3

20 000

В ООО «Рекорд»:

Учтена балансовая стоимость помещения, переданного в ДУ и начисленная амортизация

01

79/3

79/3

02

1 420 000

360 000

Сумма прибыли, полагающаяся ООО «Лен» ежемесячно по договору ДУ

99

79/3

20 000

Перечисление причитающегося дохода

79/3

51

20 000

Возврат имущества из ДУ оформляется обратными проводками.

Источник: https://spmag.ru/articles/uchet-vnutrihozyaystvennyh-raschetov

Финансист тут
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: