Возможно одновременно применение штрафа и возмещение материального ущерба фз 44

Содержание
  1. Штрафы по 44 ФЗ
  2. Основные изменения в 44 ФЗ в 2020 году
  3. Какие бывают штрафы по 44 ФЗ
  4. Ответственность за нарушение условий контракта
  5. Штрафы для заказчиков
  6. Штрафы для поставщиков
  7. Наказание за срыв сроков
  8. Таблица штрафов по 44 ФЗ в 2020 году
  9. Скачать официальный текст закона №44
  10. Как оплатить штраф по 44 ФЗ
  11. Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку
  12. Права и обязательства заказчика и исполнителя
  13. Правовое регулирование
  14. Типичные нарушения и взыскания
  15. Расчет неустойки по 44-ФЗ
  16. Как избежать взыскания
  17. Взыскание убытков по 44-ФЗ
  18. Взыскание убытков по 44-ФЗ при оформлении банковской гарантии
  19. Убытки по 44-ФЗ: расходы на юридические услуги
  20. Упущенная выгода по государственным закупкам
  21. Взыскание штрафа при исполнении контракта
  22. Последствия поставки товара ненадлежащего качества по госконтракту
  23. Разберем несколько ситуаций:
  24. Определение ВС РФ.
  25. Суть дела
  26. Судебное разбирательство
  27. Позиция ВС РФ
  28. Существенные условия контракта по 44-ФЗ: порядок изменения и ответственность за нарушение
  29. Перечень существенных условий
  30. Когда можно законно изменить существенные условия

Штрафы по 44 ФЗ

Возможно одновременно применение штрафа и возмещение материального ущерба фз 44

Федеральный закон № 44 регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика услуг. Он устанавливает обязанности обеих сторон, а в случае нарушения договоренностей предусмотрены штрафы по 44 ФЗ. В 2019 году законопроект подвергся значительным изменениям.

Основные изменения в 44 ФЗ в 2020 году

Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.

С 1 июля 2018 г. заказчики могли воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма стала единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.

Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:

  • обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
  • обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
  • следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.

Неприятным нововведением стало то, что операторы электронных площадок были наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.

Формула расчета штрафов по ФЗ 44 

Какие бывают штрафы по 44 ФЗ

Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.

В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:

  • неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
  • срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).

Читать так же:  ФЗ о тишине в 2020 году

Размеры штрафов устанавливают в зависимости от степени нарушения.

Ответственность за нарушение условий контракта

Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.

Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:

  • должностных лиц официальных ведомств;
  • специализированных компаний;
  • лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
  • операторов электронных площадок;
  • всех участников сделки.

Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.

Штрафы для заказчиков

Нарушения встречаются не только со стороны поставщиков товаров или услуг, но и среди заказчиков, хотя и реже. Чаще всего происходят следующие несоблюдения установленных правил:

  • неверный выбор способа определения исполнителя контракта;
  • неправильная форма осуществления тендера;
  • несоблюдение срока возврата средств, направленных на обеспечение торгов.

Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб. и может достигать нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц.

Штрафы для поставщиков

Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.

В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.

Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.

Наказание за срыв сроков

На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.

Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).

В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.

Таблица штрафов по 44 ФЗ в 2020 году

За несоблюдение установленных законом правил и заказчику и поставщику услуг грозят серьезные санкции.

Ознакомьтесь с полным перечнем взысканий по 44 ФЗ.

Читать так же:  Установка Глонасс в 2020 году

Скачать официальный текст закона №44

Чтобы не оказаться в ситуации, в которой будут наложены штрафные санкции, необходимо следовать законодательным нормам и следить за последними изменениями редакций проекта. Для этого предлагаем скачать официальный текст закона №44.

Как оплатить штраф по 44 ФЗ

Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.

Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.

Источник: https://zakonoved.su/shtrafy-po-44-fz.html

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку

Возможно одновременно применение штрафа и возмещение материального ущерба фз 44

После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.

Права и обязательства заказчика и исполнителя

Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

  • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
  • соблюдать сроки исполнения обязательств;
  • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя.

Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

Заказчик при этом обязуется:

  • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
  • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
  • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.

При нарушении контракта исполнителем заказчик имеет право на возмещение убытков и выплату неустойки в свою пользу. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик имеет право только в случае, если исполнитель не исправит допущенные нарушения в течение 10 дней с момента получения письменного требования от заказчика.

Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

Правовое регулирование

Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта;
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
  • нарушение порядка приемки товара.

За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика (ч. 6 ст. 7.32 КоАП).

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.

Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств, согласно ст. 333 ГК РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html

Взыскание убытков по 44-ФЗ

Возможно одновременно применение штрафа и возмещение материального ущерба фз 44

Участие в государственных закупках может принести компании убытки. Организация несет расходы еще на этапе подписания контракта или уже в ходе его исполнения, которые затем могут быть не возмещены заказчиком. Или участник закупки будет лишен возможности заключить и исполнить контракт, а, значит, и получить оплату из-за незаконных действий заказчика или государственных органов.

Можно ли взыскать такие убытки? Какие условия для взыскания убытков? Юрист по государственным закупкам окажет вам помощь в решении данных вопросов.

Взыскание убытков по 44-ФЗ при оформлении банковской гарантии

Наиболее распространенными убытками, понесенными компанией при заключении контракта, являются расходы на уплату комиссии кредитной организации за выдачу банковской гарантии.

Напомним, что во многих случаях оформление банковской гарантии до подписания контракта является обязанностью участника закупки.

На практике встречаются ситуации, когда компания, оформившая банковскую гарантию, по каким-либо причинам признается уклонившейся от заключения контракта или заказчик в одностороннем порядке расторгает контракт.

И, соответственно, затраты на документ от кредитной организации никто участнику закупки не возмещает.

Но если действия заказчика по отстранению компании от подписания контракта или по расторжению контракта не соответствуют закону, то данные убытки могут быть взысканы с заказчика или иного виновного лица. Рассмотрим некоторые примеры из судебной практики, когда компаниям удавалось отстоять своё право на взыскание убытков по расходам на банковскую гарантию в рамках 44-ФЗ.

Пример из судебной практики 1. Суд обязал заказчика возместить убытки по банковской гарантии компании, которую он незаконно признал победителем аукциона.

Компания участвовала в аукционе на проведение работ по реконструкции насосной станции и была признана победителем. До подписания контракта «победитель» обратился в кредитную организацию и получил там банковскую гарантию. Затраты на комиссию составили почти 200 тысяч рублей.

Присланный заказчиком проект контракта компания подписала и направила заказчику. Но другой участник данной закупки обжаловал результаты аукциона в ФАС и его жалобу признали обоснованной. Заказчик был вынужден приостановить процедуру определения поставщика, и закупка началась повторно с этапа рассмотрения вторых частей заявок.

И победу в аукционе уже одержала компания-податель жалобы.

Суд при вынесении решения принял во внимание тот факт, что компания узнала или могла узнать о жалобе второго участника закупки в ФАС уже после того, как оплатила комиссию за банковскую гарантию. При этом суд заметил, что компания — «победитель» в силу требований законодательства не могла объективно оценить, насколько законным было отклонение заявки второго участника закупки.

Исковые требования о взыскании убытков по 44-ФЗ за банковскую гарантию были полностью удовлетворены судом (Постановление АС Волго-Вятского округа от 08 февраля 2018 года по делу №А28-2334/2017).

Пример из судебной практики 2. Подрядчик добился взыскания расходов на банковскую гарантию с заказчика, который расторг контракт.

Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на проведение реконструкции площади им. Ленина. Во исполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик оформил банковскую гарантию для обеспечения своих обязательств по данному контракту.

Но через некоторое время заказчик предложил подрядчику расторгнуть контракт по соглашению сторон из-за отсутствия бюджетных средств.

Подрядчик потребовал от заказчика возмещения убытков, которые возникли у него в связи с исполнением контракта – комиссия банку за выдачу банковской гарантии, выплата страховой премии при подписании договора страхования специальной техники, нотариальные услуги. Заказчик отказался это делать и стороны подписали соглашение о расторжении контракта.

Суд встал на сторону подрядчика и удовлетворил его требования о взыскании убытков по 44-ФЗ. В постановлении суда было отмечено, что указанные расходы нельзя отнести к предпринимательским рискам, так как они являлись для подрядчика обязательными в силу требований закона (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 января 2017 года по делу № А78-2125/2016).

Пример из судебной практики 3. Стоимость уже выполненных работ и расходы по банковской гарантии подрядчику удалось получить от заказчика после отказа от исполнения обязательств по контракту.

В соответствии с условиями заключенного контракта подрядчик обязался построить трехэтажный многоквартирный дом. Но так как заказчик не исполнил в срок встречные обязательства, подрядчик не смог выполнить работы в сроки, установленные в контракте.

Заказчик отказался от исполнения контракта по причине нарушения сроков со стороны подрядчика. Но компании удалось в суде доказать незаконность одностороннего расторжения контракта со стороны заказчика. И уже впоследствии подрядчик сам расторг контракт.

До момента расторжения контракта компания направила заказчику акты приемки частично выполненных работ, результаты этих работ и требование возместить расходы по банковской гарантии. Заказчик отказался возмещать убытки по государственным закупкам подрядчику.

При вынесении решения в пользу подрядчика суд учел, что заказчик не заявлял мотивированный отказ от принятия работ, и у подрядчика отсутствовала возможность полностью выполнить все работы, предусмотренные контрактом, в связи с недобросовестным выполнением своих обязательств со стороны заказчика (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03 апреля 2018 года №Ф09-1148/18).

Убытки по 44-ФЗ: расходы на юридические услуги

Взыскать с заказчика можно не только расходы по банковской гарантии, но и затраты на юриста по государственным закупкам.

Пример из судебной практики 4. Компания в суде взыскала затраты на юридические услуги, которые потребовались ей при защите в ФАС.

Организация выиграла аукцион и заключила с муниципалитетом контракт на выполнение работ по ремонту дороги. Работы должны были быть выполнены за 21 день. Но из-за плохих погодных условий подрядчик не начал проведение работ в сроки установленные контрактом. Заказчик расторг контракт и направил сведения о подрядчике в антимонопольный орган для включения в РНП.

Компания была вынуждена произвести затраты на юридические услуги. Юрист представлял интересы подрядчика на заседании в ФАС при решении вопроса о включении сведений о компании в РНП.

По результатам рассмотрения данного вопроса было принято решение об отказе во включении сведений о подрядчике в РНП. И компания обратилась в суд для взыскания убытков по 44-ФЗ – расходы на юридические услуги.

Возражая против заявленных требований, заказчик указывал, что обращение в ФАС по вопросу включения сведений о подрядчике в РНП было его обязанностью. Однако суд отметил, что обязанность у заказчика обратиться в антимонопольный орган возникает только в случае существенного нарушения обязательств подрядчиком.

Суд пришел к выводу о том, что в действиях подрядчика отсутствовали признаки недобросовестности. Контракт на проведение дорожных работ был заключен в середине октября, когда фактически ремонтные работы проводить было нельзя из-за низкой температуры – об этом не мог не знать заказчик.

Таким образом, суд установил, что у заказчика отсутствовала обязанность по обращению в ФАС, и затраты на юридические услуги, понесенные компанией, относятся к убыткам и подлежат возмещению заказчиком (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2018 года №08АП-3471/2018).

Упущенная выгода по государственным закупкам

Участникам государственных закупок предоставлена возможность взыскать не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду, то есть тот доход, который компания смогла бы получить, если бы заказчик действовал законно.

Пример из судебной практики 5. Компании удалось взыскать с заказчика упущенную выгоду по 44-ФЗ по причине нарушения заказчиком порядка расторжения контракта.

Компания одержала победу в аукционе и заключила контракт с местной администрацией на уборку улиц города. Но заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта по причине того, что подрядчик не выполнял работ, предусмотренные контрактом.

Согласно требованиям Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить свое решение о расторжении контракта, если компания устранит недостатки в своей работе. Подрядчик в указанный срок, то есть в течение 10 дней с момента принятия решения заказчиком, направил в его адрес письмо с доказательствами, которыми подтверждалось выполнение работ по контракту.

Несмотря на это заказчик не отменил решение о расторжении контракта, и оно вступило в силу. Подрядчик обратился в суд для взыскания реальных убытков (денежные средства, затраченные на закупку хозяйственных товаров, оплата по договору субподряда) в сумме более 400 000 рублей, оплаченного обеспечительного платежа в сумме более 100 000 рублей и упущенной выгоды более 1 500 000 рублей.

Суд принял во внимание решение другого суда, подтвердившего незаконность расторжения контракта со стороны заказчика, и удовлетворил требования подрядчика (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2016 года по делу № А61-49/2015).

Далеко не всегда суды так благосклонны к участникам закупки при решении вопроса о взыскании убытков по 44-ФЗ.

К особенно сложным делам в этом плане можно отнести споры между подрядчиками и заказчиками относительно взыскания упущенной выгоды в рамках государственных закупок.

Если реальный ущерб доказать гораздо проще, то убедить суд в размере упущенной выгоды бывает сложно. Так, и случилось с компанией, которая претендовала на упущенную выгоду в размере более 76 000 000 рублей.

Пример из судебной практики 6. Общество участвовало в аукционе по закупке работ по содержанию улично-дорожной сети города и предложило за свои услуги почти 76 000 000 рублей. В качестве победителя аукциона была выбрана другая компания, которая предложила выполнить работы почти за 50 000 000 рублей.

Победитель аукциона предоставил заказчику банковскую гарантию, которая обеспечивала исполнение его обязательств.

Вместе с тем, антимонопольный орган через два месяца после заключения контракта провел внеплановую проверку и обнаружил, что представленная победителем аукциона гарантия не соответствовала требования законодательства. Соответственно, заказчик незаконно принял такую гарантию и заключил контракт с подрядчиком.

Мнение антимонопольного органа о несоответствии представленной банковской гарантии требованиям законодательства было подтверждено в суде.

Общество, которое не стало победителем аукциона из-за того, что заказчик незаконно принял указанную банковскую гарантию, в судебном порядке потребовало с заказчика и подрядчика упущенную выгоду по 44-ФЗ.

Однако суд отказал в удовлетворении указанных требований, так как обществу не удалось документально подтвердить размер упущенной выгоды и фактически расчет, произведенный истцом, носил предположительный характер.

Общество не смогло предоставить доказательств того, что его ресурсов было бы достаточно для исполнения данного контракта (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01 декабря 2015 года №Ф01-4724/15 по делу №А82-16713/2014).

Вашу заявку незаконно отклонили и из-за этого вы не стали победителем закупки? Заказчик незаконно признал вас уклонившимся от заключения контракта? Контракт с вашей компанией расторгнут незаконно? В этих и многих других ситуациях, когда участник закупки несет убытки по 44-ФЗ, наши юристы готовы оказать помощь при взыскании как реального ущерба, так и упущенной выгоды. Вы можете доверить нашим специалистам:

  • подготовку и направление претензии в адрес заказчика об уплате убытков;
  • составление искового заявления о взыскании убытков по 44-ФЗ;
  • представительство интересов компании в суде по данному вопросу;
  • сопровождение исполнительного производства при взыскании убытков с государственных заказчиков.

Для решения проблемы, возникших при взыскании убытков, позвоните по телефону + 7 (812) 409-49-30 или сообщите нам свои вопросы через электронную почту info@trdat.ru.

Источник: http://trdat.ru/uslugi/yurist-po-44-fz-reshaem-slozhnye-voprosy-v-goszakupkax/vzyskanie-ubytkov-po-44-fz/

Взыскание штрафа при исполнении контракта

Возможно одновременно применение штрафа и возмещение материального ущерба фз 44

Статья акутальна на: Август 2020 г.

Что грозит Поставщику по госконтракту при поставке товара, несоответствующего условиям контракта?

Неустойка (пеня,штраф), предусмотренная контрактом по 44-ФЗ, это не самое страшное, но и здесь необходимо разобраться когда заказчик имеет право требовать оплаты пени, а когда штрафа, а может одновременно и того и другого.

Разберем несколько ситуаций:

1. Между заказчиком и поставщиком заключен государственный контракт в соответствии с которым поставщик обязался поставить Товар, а заказчик обязался принять и оплатить Товар в соответствии с условиями контракта.

В период действия контракта поставщик уведомил заказчика о невозможности поставить Товар по указанной в контракте цене из-за сильных колебаний курса валют и просил расторгнуть контракт на основании в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, при возникновении которых стороны не вправе требовать возмещения убытков либо по соглашению сторон.

Заказчик с этим не согласился, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в суд с иском о взыскании одновременно и штрафа за неисполнение, и пени за нарушение сроков поставки с поставщика по госконтракту.

законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом по 44-ФЗ.

в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.

Таким образом правомерно начисление и штрафа и пени при неисполнении или ненадлежащем исполнении Поставщиком/Подрядчиком/Исполнителем условий контракта. Определение ВС РФ.

2. Заказчик обратился в суд с иском к Поставщику о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за нарушение сроков.

Доводзаказчика о ненадлежащем исполнении контракта, выразившемся в поставке товара, не соответствующего условиям контракта, с последующей заменой на надлежащий товар следует расценивать как нарушение сроков поставки, что в соответствии с пунктом 4Правилисключает взыскание штрафа.

Таким образом требование о замене Товара на Товар, соответствующий условиям контракта, и выполнение этого требования Поставщиком принимается судом как поставка Товара надлежащего качества, но с нарушением срока поставки (что не может быть не всегда).

И взыскание одновременно штрафа и пени неправомерно. Определение ВС РФ.

Последствия поставки товара ненадлежащего качества по госконтракту

Что грозит Поставщику по госконтракту при поставке товара, несоответствующего условиям контракта?

Это важно знать:  Как оплатить судебный приказ о взыскании задолженности

Неустойка (пеня,штраф), предусмотренная контрактом по 44-ФЗ, это не самое страшное, но и здесь необходимо разобраться когда заказчик имеет право требовать оплаты пени, а когда штрафа, а может одновременно и того и другого.

Разберем несколько ситуаций:

1. Между заказчиком и поставщиком заключен государственный контракт в соответствии с которым поставщик обязался поставить Товар, а заказчик обязался принять и оплатить Товар в соответствии с условиями контракта.

В период действия контракта поставщик уведомил заказчика о невозможности поставить Товар по указанной в контракте цене из-за сильных колебаний курса валют и просил расторгнуть контракт на основании в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, при возникновении которых стороны не вправе требовать возмещения убытков либо по соглашению сторон.

Заказчик с этим не согласился, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и обратился в суд с иском о взыскании одновременно и штрафа за неисполнение, и пени за нарушение сроков поставки с поставщика по госконтракту.

Суд установил, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом по 44-ФЗ. Однако, в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пени за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.

Таким образом правомерно начисление и штрафа и пени при неисполнении или ненадлежащем исполнении Поставщиком/Подрядчиком/Исполнителем условий контракта.

Определение ВС РФ.

2. Заказчик обратился в суд с иском к Поставщику о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за нарушение сроков.

Вывод суда: Довод заказчика о ненадлежащем исполнении контракта, выразившемся в поставке товара, не соответствующего условиям контракта, с последующей заменой на надлежащий товар следует расценивать как нарушение сроков поставки, что в соответствии с пунктом 4 Правил исключает взыскание штрафа.

Таким образом требование о замене Товара на Товар, соответствующий условиям контракта, и выполнение этого требования Поставщиком принимается судом как поставка Товара надлежащего качества, но с нарушением срока поставки (что не может быть не всегда).

И взыскание одновременно штрафа и пени неправомерно.

Суть дела

По результатам электронного аукциона федеральное государственное учреждение (далее — учреждение, заказчик) заключило с обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество, поставщик) государственный контракт, в соответствии с которым общество обязалось поставить высокоточные погружные датчики уровня воды, а заказчик обязался принять и оплатить товар. Срок поставки товара составлял 90 дней от даты заключения контракта. Контрактом было предусмотрено, что невыполнение поставщиком условий контракта является основанием для обращения заказчика в суд с требованием о расторжении контракта или расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения.

В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать от контрагента уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Пени начисляются за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения, поставщик обязан уплатить заказчику штраф. При этом общая сумма штрафных санкций не может превышать 10% от цены контракта.

Поставщик направил заказчику письменное уведомление, в котором попросил расторгнуть контракт ввиду обстоятельств непреодолимой силы, создающих невозможность исполнения условий контракта по независящим от поставщика причинам, а именно из-за сильных колебаний курса валют поставка оборудования по цене, указанной в контракте, стала невозможна.

В ответной претензии учреждение потребовало полного и своевременного исполнения обязательств поставщиком, поскольку изменение курсов валют не относится к обстоятельствам непреодолимой силы.

В сложившейся ситуации возможно только расторжение договора в одностороннем порядке по вине поставщика с начислением ему штрафных санкций и удовлетворением требований заказчика о возмещении убытков.

В связи с непоставкой товаров заказчик уведомил ответчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а затем обратился в суд с иском к поставщику о взыскании штрафных санкций и пеней.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции удовлетворил требование о взыскании штрафа, однако посчитал, что взыскание пеней с поставщика противоречит условиям контракта и положениям законодательства.

Федеральным законом от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) предусмотрена ответственность поставщика отдельно за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства (ч. 8 ст.

34 Закона № 44-ФЗ) и отдельно за просрочку исполнения обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Суд указал, что действующее нормативное регулирование, а также условия спорного контракта предусматривают два вида ответственности поставщика — неустойку (пени) и штраф.

При этом ответственность поставщика разграничена: за просрочку исполнения обязательства ответственность наступает в виде пеней, за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, — в виде штрафа в фиксированной сумме.

Формулировки положений Закона № 44-ФЗ и спорного контракта, по мнению суда, исключают возможность привлечения к ответственности в виде пеней за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства.

Поскольку в обоснование требований учреждение указало именно на неисполнение обязательств поставщиком, то требование о взыскании с общества пеней за неисполнение обязательств является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Требование о взыскании штрафа суд признал правомерным.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, изложенными в решении.

Судьи поддержали вывод о том, что предусмотренные законом и спорным контрактом виды ответственности наступают при наличии различных условий.

Нарушение требований договора со стороны поставщика в рассматриваемом деле должно классифицироваться как одно общее ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и влечь взыскание штрафа.

Доводы заказчика об ином применении норм права суд отклонил как основанные на неверном толковании. Из обстоятельств спора следовал только факт нарушения обязательства по заключенному в результате аукциона контракту, который в конечном итоге был расторгнут сторонами.

В то время как взыскание неустойки в виде пеней производится при условии фактической поставки товара, но с нарушением срока. Применение данного вида ответственности имеет условия, отличные от случаев взыскания штрафа.

В рассматриваемом споре заведомое неисполнение обязательства поставщиком к определенному сроку, приведшее в итоге к расторжению договора, представляет собой единое нарушение.

Учитывая, что гражданским законодательством не предусмотрено одновременное применение нескольких видов ответственности за одно и то же нарушение договорных обязательств, взыскание одновременно неустойки и штрафа является неправомерным.

Это важно знать:  Взыскание судебной неустойки за неисполнение решения суда

Не согласившись с выводами судов, заказчик обратился с кассационной жалобой в арбитражный суд округа.

Аргументируя свою позицию, учреждение ссылалось на то, что одновременное начисление суммы штрафа за неисполнение условий договора и пеней за несвоевременное исполнение обязательств соответствует условиями заключенного государственного контракта и законодательству о контрактной системе.

Законодателем предусмотрена возможность наличия одновременно двух видов ответственности, что, по мнению заказчика, подтверждается правоприменительной практикой российских арбитражных судов. Однако и окружной суд высказался против двойных санкций, придя к выводу о правомерности позиций первой и апелляционной инстанций.

Позиция ВС РФ

Судьи Верховного суда посчитали, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства.

При этом фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пеней за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом учреждения от него.

Восстановительный характер гражданско-правовой ответственности предполагает, что кредитор будет поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (п. 2 ст. 393 ГК РФ).

Взыскание только штрафа за неисполнение государственного контракта не восстанавливает положение кредитора, поскольку не учитывает его возможные потери в период просрочки, когда он ожидал реального исполнения за пределами срока, установленного в договоре, однако в итоге был вынужден полностью отказаться от договора ввиду неисполнения поставщиком взятых на себя обязательств.

При рассмотрении дела суды установили, что поставщик не исполнил взятые на себя обязательства, в установленный контрактом срок не произвел поставку товара, в связи с чем учреждение приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Суды признали правомерным только требование о взыскании штрафа, в то время как поставщик допустил просрочку исполнения обязательства и, согласно положениям контракта и Закона № 44-ФЗ, обязан был также уплатить пени.

Верховный суд РФ отменил вынесенные по делу решение, апелляционное и кассационное постановления.

Поскольку вопрос о взыскании пеней судами по существу не рассматривался, не были установлены фактические обстоятельства, касающиеся даты расторжения контракта, периода просрочки поставки, не проверен расчет пеней, то дело в данной части было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

»

Следующая

Источник: https://pravagarant.ru/vzyskanie-shtrafa-pri-ispolnenii-kontrakta/

Существенные условия контракта по 44-ФЗ: порядок изменения и ответственность за нарушение

Возможно одновременно применение штрафа и возмещение материального ущерба фз 44

Согласно п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса, существенные условия госконтракта – это предмет контракта, пункты, важные для данной закупки и сторон, а также иные условия, которые признаны существенными законами и нормативными актами, регулирующими закупочную деятельность.

К нормативным актам, регулирующим госзакупки, относят Постановления Правительства, отраслевые нормативные перечни, письма и рекомендации профильных ведомств и т. д.

Перечень существенных условий

В части 13 ст. 34 закона 44-ФЗ определены следующие существенные условия госконтракта:

  • предмет закупки;
  • фиксированная цена контракта;
  • порядок и сроки расчетов с исполнителем;
  • процедура приемки товара, работы или услуги;
  • сроки предоставления исполнителем гарантийных обязательств;
  • размер аванса (при наличии);
  • положение о предоставлении налогового вычета или иных льготных условий исполнителю;
  • ответственность сторон и гарантии.

К предмету закупки относят наименование товара, работы или услуги, которые требуется доставить или выполнить для заказчика, а также параметры и технические характеристики, позволяющие однозначно определить предмет закупки по классификации ОКВД-2.

Например, если предметом закупки является товар, то приводятся его наименование, размеры, материал изготовления и т. д. Для работ приводится перечень с описанием требуемого результата.

При описании порядка и сроков оплаты важно учитывать, что срок перечисления средств исполнителю не может быть более 30 дней со дня подписания акта приемки.

Если предметом закупки являются работы, прием которых разбит на несколько этапов, то размер аванса для каждого этапа нужно также указывать в контракте.

Условия предоставления исполнителю налогового вычета и иных льгот описывается, если исполнитель имеет право на такие льготы, например, являясь представителем малого бизнеса или выполняя социально значимый заказ.

К условиям об ответственности и гарантиях сторон относят:

  • порядок выплаты неустойки при нарушении сторонами условий контракта;
  • условия и сроки возврата обеспечения заявки;
  • сведения о привлечении субподрядчиков, цена услуг которых превышает 10% цены контракта;
  • порядок соблюдения прав третьих лиц и гарантии при их нарушении.

Важнейшим условием контракта также является обязательство сторон соблюдать действующее законодательство.

Когда можно законно изменить существенные условия

Скорректировать существенные условия госконтракта можно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 95 закона 44-ФЗ. В частности, при наличии соответствующего пункта в закупочной документации стороны вправе:

  • снизить цену контракта при прежнем объеме заказанных работ, товаров или услуг;
  • уменьшить или увеличить объем заказанных товаров, работ или услуг не более, чем на 10%.

В случае изменения объема заказанных товаров изменяется также и цена контракта, но не более, чем на 10%. Изменение цены при этом должно быть пропорционально изменению объема заказанных товаров (работ или услуг).

Например, если стороны определили увеличить поставки товаров со 100 штук до 110 при стоимости одной единицы товара 500 рублей, то добавочная цена контракта рассчитывается как (110 – 100) * 500 = 5000 рублей.

Если цена контракта была изменена в сторону уменьшения, то исполнитель вправе уменьшить объем поставляемых товаров, работ или услуг пропорционально изменению цены – подробная методика расчета таких изменений приведена в Постановлении Правительства №1090.

Важно учесть, что общая увеличенная цена контракта не может быть выше начальной максимальной цены, если выбор исполнителя проводился в форме аукциона.

Любое изменение контракта происходит путем заключения дополнительного соглашения, в котором стороны обговаривают новые условия и указывают основания для их введения. Соглашение имеет юридическую силу договора или контракта.

Также изменение важных условий контракта допустимо в случаях:

  • когда исполнить контракт на прежних условиях невозможно;
  • при непрогнозируемом росте цен на энергоносители, необходимые для исполнения контракта;
  • при урезании финансирования госзакупок;
  • при возрастании цены на лечение граждан РФ в зарубежных клиниках.

При отказе одной из сторон принимать изменение существенных условий по вышеперечисленным обстоятельствам вторая сторона вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изменении условий госконтракта на основании п. 2-10 ч. 1 ст. 95 закона 44-ФЗ.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/suschestvennye-usloviya.html

Финансист тут
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: